Что должен был подарить кузнец вакула. Кузнец вакула
Повесть «Ночь перед Рождеством» входит в сборник Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В ней автор прекрасно отобразил жизнь простого украинского хутора с его традициями и живописными пейзажами.
Среди героев повести особенно выделяется образ Вакулы – деревенского парубка, работающего кузнецом. Он добрый и простодушный, однако, наделен сообразительностью и отважностью. Работа кузнеца – тяжелый труд, который превратил Вакулу в сильного и терпеливого юношу. Но кроме силы у него есть и талант к рисованию. Он малюет картины религиозной тематики. И это у него выходит так правдоподобно, что даже нечистая сила затаивает на него обиду.
Важная черта характера героя – вольнолюбие, которое было так характерно для украинского казачества. Вакула уважает старших людей, но не мирится с несправедливым отношением. Например, он противостоит богатому казаку Чубу, который смотрит на него свысока и не расценивает его в качестве достойного жениха своей дочери. Герой влюблен и упорно борется за свое счастье. Он продолжает ухаживать за кокеткой Оксаной, хотя от девушки из-за вредного характера уже многие женихи отвернулись. Вакула замечает, что дочка Чуба немного чудная, но восхищается ее красотой и готов ради нее на все.
Однажды просит Вакулу принести ей черевички, которые носит сама царица. Девушка задевает гордость парубка такой насмешливой просьбой, но он все равно соглашается принести ей черевички. Сначала он не знает, как выполнить просьбу и даже идет к загадочному Пацюку за советом. Но он насмешливо отвечает, что тому, кто носит нечистую силу за спиной, не нужна помощь. Герой удивляется, считая сказанное простой бессмыслицей. Но когда Вакула открыл мешок, который он вынес из дому, то увидел там черта, спрятанного Солохой. Тогда Вакула соглашается на сделку ради Оксаны.
В результате Вакуле удалось перехитрить нечистую силу и заставить отвезти его во дворец к царице. Там он решается попросить у царицы ее черевички. Удивленная искренностью и смелостью парубка, владычица выполняет просьбу. Вакула возвращается в Диканьку победителем. Но за время его отсутствия между людьми прошел слух, что он покончил с собой из-за отказа Оксаны. Красивая панночка очень жалела, что попросила о невозможном подарке парубка, потому что осознала, что любит его. Когда Вакула принес ей черевички, то ей они оказались не нужными, а нужен только он сам. Любовь изменила Оксану и принесла счастье кузнецу Вакуле.
Парубок в конце повести обретает долгожданное и вполне заслуженное семейное счастье. Он женится на Оксане, у них появляется сын. Автор показывает, что люди с добрым сердцем, отважные и настойчивые могут добиться успеха.
В образе кузнеца Вакулы писатель показывает представителя простого народа, наделенного высокими моральными качествами. Парубок сильный, честный, добрый, смекалистый и талантливый, благодаря чему достигает поставленной цели.
Несмотря на то, что его мать Солоха настоящая ведьма, летающая на метле и таскающая с ночного небосвода звёзды, молодой кузнец очень набожен. Основные темы для своего художественного творчества он черпает в библейских сюжетах. На стене церкви Вакула изобразил эпизод Страшного суда, где грешники избивают чёрта, за что на него страшно обозлился главный «герой» написанной картины.
Вакула и Оксана
Вакула давно и страстно влюблён в капризную, но самую видную дивчину на деревне Оксану, дочь зажиточного казака Корния Чуба. Норовистая девушка не спешит отвечать кузнецу взаимностью, она без конца любуется собой и высмеивает горячие признания поклонника.
В предрождественскую ночь, когда кознями чёрта и ведьмы, в кромешной тьме ещё и разгулялась вьюга, Вакула пришёл в дом к своей возлюбленной. Девушка смеётся над влюблённым казаком и замуж идти не желает. Она требует черевички с ног самой царицы в доказательство любви. Вакула уходи к себе в хату, где прихватывает три тяжёлых мешка, в которых спрятались друг от друга чёрт, голова, дьяк и Чуб, отец Оксаны. Все четверо приходили к ведьме Солохе «погостить», но не хотели быть увиденными. Кузнец не придаёт значения чрезмерной тяжести мешков, так как груз на сердце от обидных слов Оксаны давит на него в стократ сильнее.
На улице Вакула встречает колядующих ребят и Оксану. Она вновь повторяет свои условия — башмачки самой царицы взамен на руку и сердце. В отчаянье кузнец оставляет все мешки, кроме самого лёгкого, на дороге и убегает прочь с намерением утопиться. Молодёжь решив, что в мешках гостинцы, забирает их с собой в деревню. Вакула, немного остыв и передумав топиться, подаётся к запорожцу Пацюку, давно привечающему у себя всякую нечисть, чтобы просить совета. Кузнец уверен, что в ситуации с добычей черевичек самой Екатерины, ему может только нечистая сила помочь. Пацюк заявляет Вакуле, что тот, кого он ищет, находит у него за спиной. Смелый кузнец, схватив чёрта за хвост и оседлав его, обещает наложить на беднягу «крест», если тот не доставит его на приём в царице. Добравшись до Петербурга, путешественники прибиваются к запорожцам и вместе с ними попадают на приём к её Величеству. Честная и простодушная просьба влюблённого парубка растопила сердце царицы, и она подарила ему свои черевички. Добравшись верхом на чёрте обратно домой, Вакула награждает его плетью и отпускает восвояси.
Диканька на следующий день стояла на ушах. Народ поговаривал о сгинувшем из-за любви добром молодце Вакуле. Оксану ранят эти слова, на самом деле она давно отвечает кузнецу взаимностью и лишь девичье кокетство не давало девушке открыться. Совсем она опечалена, когда Вакула не пришёл на утреннюю и обеденную службу, которых раньше никогда не пропускал. Но бравый кузнец просто проспал после безумного ночного путешествия и явился к Оксане домой и с подарками свататься ближе к вечеру. Чуб даёт своё согласие на брак. Перепугавшаяся больше не увидеть Вакулу, Оксана готова была выйти за него уже и без всяких черевичек.
Цитаты Вакулы
Что мне до матери? ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотами. Не хочу, сказал бы я царю, ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!
Думаю, и не могу вздумать, куда девался ум мой? Она меня не любит — ну, Бог с ней! будто только на всем свете одна Оксана. Слава Богу, девчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана? с неё никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться. Нет, полно, пора перестать дурачиться.
Но, Боже ты мой, отчего она так чертовски хороша? Ее взгляд, и речи, и все, ну вот так и жжет, так и жжет… Нет, не в мочь уже пересилить себя! Пора положить конец всему: пропадай душа, пойду утоплюсь в пролубе, и поминай как звали.
На стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалёвана!» — и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери...
Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» входит в знаменитый цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», где фантастика удачно переплетается с реальностью, а сказочное с вымышленным. Главным героем произведения является молодой кузнец Вакула, которого автор наделяет множеством положительных качеств.
Сюжет произведения освещает чувства Вакулы, который давно влюблен в красавицу Оксану, дочь богатого казака Чуба. Однако Оксана неприступна и горделива. Она не принимает любви Вакулы и, полушутя, предлагает ему сделку: если кузнец достанет ей черевички самой царицы, то она выйдет за него замуж. Такое условие и насмешливое отношение возлюбленной огорчают Вакулу. Сначала он решает утопиться в проруби, но затем одергивает себя и принимает другое решение: «Что будет, то будет, приходится просить помощи у самого черта!» А нечистая сила за парубком действительно ходит: черт сам его ненавидит за то, что кузнец нарисовал на стене церквушки картину посрамляемого беса. Именно поэтому черт постоянно ему пакостит: в начале повести крадет луну (чтобы злой Чуб из-за страшной темноты вернулся домой раньше времени и застал ненавистного Вакулу с Оксаной), склоняет кузнеца к самоубийству, подталкивает к различным соблазнам.
Однако Вакула ловко преодолевает козни лукавого. Кузнец - человек не только набожный, но и смекалистый. Он сразу после подсказки местного знахаря Пацюка понимает, что в мешке у него сидит черт. Кузнец не боится прямо угрожать бесу и говорит, что перекрестит его, если тот не будет исполнять все его требования. И лукавому не остается ничего иного, кроме как везти юношу в Петербург к царице и обратно.
Как же простому кузнецу удается перехитрить самого черта? Ответ на этот вопрос дает сам автор. В своем сборнике Гоголь прославляет бойкость, силу духа, житейскую хитрость и набожность. Именно верным богу Вакула остался до самого конца. Несмотря на увещевания и просьбы черта отпустить его по-доброму, Вакула проявил характер и сделал по-своему. В конце повести он трижды отхлестал нечистого хворостиной, а вдобавок нарисовал беса снова, да так отвратительно, что все прохожие на него плевались. Это доказывает, что кузнец - человек мужественный и принципиальный.
(Кузнец Вакула из к/ф "Вечера на хуторе близ Диканьки" 1961 )
Вакула оказывается хитрее нечистой силы, потому что он не идет на поводу у своих соблазнов, а поступает по совести. Например, бес предлагал Вакуле руку и сердце насмешливой Оксаны взамен на его душу. Но парубок понимает, что от лукавого нельзя ждать ничего доброго или хорошего, какие бы богатства он ни сулил. Да и продавать душу богобоязненный Вакула никогда бы не стал, потому что продать душу нечистому - означает предать себя и свою веру.
Кузнеца можно назвать собирательным положительным образом всего цикла «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Это не только ловкий, целеустремленный, самоотверженный и глубоко верующий человек, это личность, в которой заложена огромная природная сила. Личность, которая совершает богоугодные дела, притом не ради себя, а ради других. Даже черт не соперник для таких, как кузнец Вакула, - добрых, искренних, сильных верой и духом людей.
...поэт вошёл в царство народности как её полный властелин, но, проникнувшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею, а не тождество...
В. Г. Белинский
Повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством» похожа на фольклорную волшебную сказку, иными словами, автор активно пользуется вымыслом, фантастикой и символикой, чтобы в иносказательной форме охарактеризовать окружающий мир.
Предметом изображения в волшебной сказке являются необычные, страшные события (женитьба на лягушке, путешествие в загробный мир); в«Ночи...» находим договор доброго христианина — кузнеца Вакулы с чёртом — врагом рода человеческого. В волшебной сказке действие имеет приключенческий характер, положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели (побеждает Кощея, достаёт молодильные яблоки); в «Ночи...» Вакула за рождественскую ночь слетал в Петербург за царскими черевичками (непременное условие для свадьбы с Оксаной) и воротился в Диканьку. В волшебную сказку часто вводятся чудесные персонажи, которые помогают герою достичь своей цели (волк, конь, меч-кладенец и т.д.); в «Ночи...» таким помощником главного героя становится... чёрт.
Вымысел в волшебной сказке может напоминать действительность, а может иметь фантастический характер. Замечательной особенностью «Ночи...» является переплетение реальности и фантастики, подчас такое тесное, что невозможно отделить одно от другого. Здесь реальность объясняется через фантастику. В рождественскую ночь с неба над Диканькой пропал месяц и поднялась метель, потому что чёрт решил навредить кузнецу. Вакула собирался пойти к Оксане объясниться, но не хотел встречаться с Чубом, которого недолюбливал. Чёрт специально украл месяц с неба и положил в свою торбочку, чтобы Чуб остался дома. Фантастика, в свою очередь, приобретает реальные черты в сцене, когда чёрт, украв месяц, прилетает к Солохе и начинает ухаживать за ней, как опытный дамский кавалер. Или Вакула приходит за советом к сельскому колдуну Пузатому Патоку, а тот ест самые обычные вареники фантастическим образом: взглядом перебрасывает вареники из одной миски в другую, наполненную сметаной, а потом тем же магическим способом отправляет их в собственный рот.
Реальность и фантастика переплелись в образе кузнеца Вакулы. С одной стороны, это вполне реальный человек, ничто человеческое ему не чуждо: он горячо любит Оксану и страдает от её кокетства, недолюбливает Чуба, он хороший кузнец и основательный хозяин. С другой стороны, он положительный герой народных сказок, который обладает всеми необходимыми для этого качествами. Автор наделил Вакулу физической силой (гнёт руками подковы), мужеством (путешествует по небу), упорством (не бросает ухаживание-волокитство за Оксаной), красотой (в запорожском кафтане очень понравился царице), подкупающей прямотой в обращении с Оксаной, Чубом, Екатериной. В образе Вакулы соединились черты фольклорного богатыря (Ивана-крестьянского сына) и «иронического дурака» (Иванушки-дурачка, который на деле оказывается самым умным среди сказочных героев). Рядом с Вакулой в повести помещены другие достойные казаки (например, смелые, рассудительные запорожцы).
Гоголь сохраняет идейную установку любой сказки — показать борьбу добрых и злых сил и непременную победу добра. В соответствии с этим идейным заданием все герои в сказке делятся на добрых (олицетворяют христианские ценности) и злых (представляют языческие образы); в «Ночи...» Вакула — наиболее активный представитель добрых сил, а его мать Солоха (известная всей Диканьке ведьма) и чёрт играют роли сказочных злодеев. Правда, у этих злодеев не получается серьёзно навредить Вакуле. Солоха против женитьбы сына на Оксане, так как сама хочет выйти замуж за Чуба, чтобы прибрать к рукам его богатое хозяйство, но именно Вакула в конце концов получает согласие невесты и её отца. Чёрт, стараясь помешать Вакуле, всё время попадает впросак и сам в конце концов, под угрозой крестного знамения, помогает удалому кузнецу добыть царские черевички. Злые силы в повести совсем нестрашные, наоборот, они описываются с замечательным юмористическим мастерством.
Юмор в «Ночи...», кроме прочего, сглаживает границы реального и фантастического миров. Так, хотя чёрт очень старался, чтобы старый Чуб остался дома, достойный селянин из упрямства отправился в гости. Нечистый просчитался, так как никакая метель не может остановить казака, когда он намерен выпить «перегонной на шафран водки». Ещё пример. Каких размеров должен быть мешок, чтобы в нём могли уместиться два таких солидных казака, как дьяк и Чуб? Каким силачом должен быть Вакула, чтобы разом поднять этот мешок и ещё один, в котором Солоха спрятала многопудового диканьковского голову? Однако все эти несуразности Гоголь описывает совершенно серьёзно, что усиливает комизм ситуации.
В повести Гоголь повторяет распространённые сказочные сюжетные ходы. Часто причиной приключений сказочных героев является поиск пропавшего жениха («Финист-Ясный Сокол») или невесты («Царевна-лягушка»), Своенравная Оксана не ценит любовь Вакулы и похожа, в каком-то смысле, на потерявшую невесту. Кузнец хочет заслужить любовь Оксаны, подарив ей царские черевички, за которыми отправляется в далёкий Петербург. Как обычно бывает в сказках (например, Иван-царевич сжигает кожу царевны-лягушки), Вакула сначала выбирает неверный путь для достижения своей цели: чтобы добиться любви Оксаны, он готов утопиться или заключить сделку с нечистой силой. Однако он вовремя успевает опомниться, отбросив грешные мысли о самоубийстве и продаже своей души чёрту. Гоголь использует сказочный мотив странствий (Иван-царевич проходит Медное, Серебряное и Золотое царство): Вакула летит из Диканьки в Петербург. Тройное повторение эпизодов — характерная особенность фольклорных сказок — присутствует в «Ночи...», правда, повторяются периферийные эпизоды: Солоха прячет в мешки трёх своих поклонников (голову, дьяка и Чуба), чёрт же сам ныряет в маленький мешок. В результате четыре кавалера распределяются по трём мешкам. Как во многих волшебных сказках в финале появляется справедливый и добрый царь, так и в «Ночи...» Вакула добирается до Зимнего дворца, где невыразимо прекрасная царица Екатерина без лишних вопросов исполняет просьбу простодушного кузнеца и дарит ему счастье — золотые черевички из собственного гардероба. Как и у большинства сказок, у повести счастливый конец: добро торжествует над злом, преданный Вакула заслуживает любовь своей избранницы.
Итак, повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством» имеет множество черт, роднящих её с волшебной сказкой: захватывающие сюжетные ходы, образ главного героя, группировка персонажей. Однако «Ночь...» представляет собой не фольклорную, а авторскую сказку, то есть литературное произведение, которое отличается от народной сказки изобразительными приёмами.
Во-первых, у Гоголя сказочный сюжет обрастает красочными описаниями, то есть автор стремится опоэтизировать природу и казацкий быт по сравнению с лаконичной фольклорной сказкой. Эти точные и остроумные описания замедляют действие повести, но усиливают увлекательность повествования.
Во-вторых, эпизоды повести выстроены так, чтобы придать захватывающую напряжённость рассказу, а развязка каждого эпизода неожиданна и комична. Так, Чуб заблудился в метели и вернулся-таки домой, как хотел чёрт. Но, столкнувшись в дверях собственной хаты с Вакулой, Чуб оробел, а кузнец, не узнав будущего тестя, крепкими толчками выгнал Чуба на мороз. Когда Солоха уже рассадила трёх своих важных кавалеров в мешки, подоспел последний — казак Свербыгуз. Его она не решилась принимать дома, так как нельзя было найти мешка, в который бы поместился такой дородный мужчина. Тогда «Солоха вывела его в огород, чтобы выслушать от него всё то, что он хотел ей объявить».
В-третьих, Гоголь использует сложные психологические мотивировки поведения героев (почему чёрт не любит кузнеца; как Оксана поняла, что любит Вакулу; почему старухи считали Солоху ведьмой и т.д.).
При всех отличиях «Ночи...» от фольклорной сказки, следует признать, что эта повесть истинно народное произведение: Гоголь отразил в ней народную жизнь в её существенных проявлениях, отразил дух народа, его остроумие, весёлость, его взгляд на мир.
Введение. Общее описание повести, основная идея.
«Ночь перед Рождеством» - выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.
Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.
Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.
Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.
Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.
История создания
Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.
Анализ произведения
Основной сюжет. Особенности композиционного строения.
(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю "Ночь перед Рождеством" )
Сюжет завязан на приключениях главного героя - кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.
В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.
Образы главных героев
Кузнец Вакула
Главные герои - реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула - настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.
Черноокая Оксана - главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.
Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы - ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.
Заключение
Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется - это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.
Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.