Где ставить байпас в отоплении. Как установить байпас в систему отопления – варианты и правила установки
При условии, конечно, что она спроектирована, смонтирована и отлажена правильно, представляет собой весьма сложный «организм», в котором каждый «орган» выполняет определенную важную функцию. Частенько хозяева домов или квартир даже не задумываются о том, какая роль отводится тому или иному элементу системы: всё работает – да и ладно…
А между тем, владеть такой информацией никогда не будет лишним. Правильно говорят, что знание – вооружает, и человеку, имеющему представление о предназначении и важности любого из приборов или устройств системы, гораздо проще эксплуатировать ее, не доводя до аварийно-опасных ситуаций. Он точно знает, каких показателей можно ожидать от своего оборудования. И, в конце концов, у него намного меньше шансов стать «жертвой» для недобросовестных мастеров-сантехников (а иногда – и вообще полнейших проходимцев), готовых с деланно важным видом «слупить» нереальные деньги за совершенно пустяковую работу.
Вот, например, многие наверняка слышали мудреное название «байпас», но очень туманно представляют, что он из себя представляет и для чего нужен. А между тем, роль этого нехитрого, в принципе, элемента – сложно переоценить. Давайте и рассмотрим поближе байпас в системе отопления что это такое, и какая функциональность на него возлагается.
В чем заключается сам принцип байпаса
И впрямь, для русскоязычного человека это наименование звучит очень непривычно. Но именно в значении этого термина наглядно говорится о предназначении элемента.
Если попытаться перевести с английского слово «байпас» дословно, то словари дают массу всяких токований, которые, однако, сводятся к одному принципиальному понятию – существительные «обходной путь», «объезд», «обход», глаголы «обходить», «обтекать», «выбирать иное направление» и тому подобное. Значит, разумно предположить, что имеется в виду какое-то устройство, дающее возможность не прямого, а альтернативного перемещения.
Так оно и есть на самом деле. В сантехнических системах байпасом называют участок трубы, установленный таким образом, чтобы для жидкости (теплоносителя, если речь идет об отоплении, или воды – для водопроводов) открывался путь не только через какой-либо прибор, но и в обход него. Этот «закороченный» поток может быть неуправляемым, когда байпас держится постоянно открытым, и течение жидкости подчиняется только законам гидравлики. Нередко на байпас ставятся управляющие устройства – от простых вентилей до автоматических приборов, изменяющих сечение прохода в зависимости от перемены внешних условий.
Коль речь у нас идет только о системах отопления, то байпас может устанавливаться:
- В обвязке радиаторов, что в большей степени характерно для однотрубных систем отопления.
- В обвязке циркуляционного насоса – в системах автономного типа.
- В смесительных узлах систем водяных «теплых полов».
- Для создания «малого контура циркуляции» в обвязке котлов (характерно для агрегатов, работающих на твердом топливе).
Байпас, как элемент обвязки радиатора отопления
Для чего требуется байпас на радиаторе?
Чтобы понять смысл установленной перемычки на батарее, необходимо представить, как работает в многоэтажном доме. А она чаще всего организуется по однотрубному принципу – это и дешевле, и проще в исполнении.
Смысл в том, что радиаторы расположены последовательно на одной трубе. Коллекторы подачи и обратки обычно располагаются в подвальном помещении дома, где организуется теплопункт с элеваторным узлом. От коллектора подачи вверх поднимется стояк. Здесь возможны два варианта. В первом – стояк поднимается до высшей точки, а откуда теплоноситель опускается вниз по трубе, на которой и стоят все радиаторы, от верхнего до нижнего этажа (это называется стояк с верхней подачей). Применяется и несколько другая схема, с так называемой нижней подачей, когда уже на пути вверх теплоноситель начинает отдавать тепло на последовательно расположенных радиаторах, а затем – еще и на обратном пути. В любом случае, это кольцо замыкается на обратном коллекторе. Обе этих схемы наглядно показаны на иллюстрации ниже.
Не нужно, наверное, никаких особых познаний, чтобы в уме смоделировать ситуацию, которая случится в случае выхода из строя ЛЮБОГО из радиаторов в такой «цепочке». Отключение аварийного прибора немедленно прерывает весь контур, и он становится неработоспособным. А для снятия батареи еще и потребуется полностью сливать воду со всего стояка.
А проблема решается очень просто – каждый из установленных в подобном контуре радиаторов должен иметь перемычку между трубами подводки, неподалеку от точек врезки – тот самый байпас. Схема практически не меняется, но ее «живучесть» резко возрастает.
Если с диаметром и расположением байпаса все же следует придерживаться определенных правил, то про высоту этой перемычки не сказано нигде ни слова. То есть это – вполне приемлемое и работоспособное решение.
Но, конечно, не стоит впадать и в крайности. Трудно понять, чем руководствовался мастер, выполнивший «шедевр», показанный на иллюстрации ниже.
Иногда в интернете натыкаешься и на вот такие «натюрморты»…
Да, такая обвязка будет работать, а «специалист», видимо, весьма далек от вопросов эстетичности выполненных им работ. Но куда смотрели хозяева квартиры?! Или это так специально ими задумано?
Кратко – о других случаях применения байпаса в системах отопления
Байпас, как элемент обвязки циркуляционного насоса
Еще не столь давно автономные системы отопления в частных домах преимущественно создавались по принципу естественной циркуляции теплоносителя по контурам. Это было вызвано, в большей мере, большим дефицитом на насосное оборудование и высокой стоимостью таких насосов. А настоящее время ситуация кардинально изменилась, и многие хозяева переделывают даже свои старые системы пол принудительную циркуляцию, благо – это совсем не сложно.
Использование циркуляционного насоса дает массу разноплановых преимуществ, но имеется и один весьма существенный недостаток – это энергозависимость. В тех населенных пунктах, где перебои с подачей электроэнергии случаются довольно часто, приходится принимать определённые меры, чтобы в случае длительного отсутствия напряжения не остаться вообще без отопления.
Цены на циркуляционный насос
циркуляционный насос
По исполнению насосный узел может несколько отличаться – его можно собрать самостоятельно или приобрести уже в готовом виде. Главное же – в его сути. Для естественной циркуляции предусмотрен прямой проход жидкости через трубу (обычно узел ставиться на обратке в районе котла, но это необязательное требование). При работе же насоса теплоноситель проходит именно через него, а прямой путь перекрывается. Все просто до невозможности!
Смена направления течения теплоносителя может проводиться в ручном режиме – тогда на прямом участке трубы устанавливается запорный шаровой кран. Вместо такого крана, может стоять и автоматический клапан – он сам будет срабатывать на отсутствие принудительного потока через байпас, открывая основной проход. Есть схемы и с так называемым инжектором, правда, широкого применения они не снискали.
Ну а насос на байпасе также с обеих сторон окружен кранами – они необходимы для свободного демонтажа прибора, если в этом возникнет необходимость. При перекрытых кранах насос можно снять, не прибегая в опорожнению всего контура системы.
Для чего нужен и как правильно выбрать и установить циркуляционный насос?
Система отопления с принудительной циркуляцией теплоносителя выгоднее по всем параметрам – она экономичнее, легче в управлении и проще в точной настройке. Как устроен , с какими критериями подойти его выбору, сложно ли установить его самостоятельно – читайте в специальной публикации нашего портала.
Байпас, как элемент смесительного узла водяного «теплого пола»
Стремительно завоёвывающие популярность среди домовладельцев водяные «теплые полы» требуют особого температурного режима. А это означает, что необходим специальный узел, где теплоноситель будет доводиться до «кондиции», то есть до уровня нагрева, допустимого в контурах, проложенных в толще пола. Элементом такого узла всегда является байпас – перемычка, которая служит для обеспечения подмеса остывшего теплоносителя из трубы обратки в поток из магистрали подачи.
Как правило, байпас в таких схемах завязан с трёхходовым краном или термостатическим регулятором. Именно этот прибор «руководит» количеством остывшего теплоносителя из обратки, которое через байпас подается в смесительный узел.
Пояснение дано, конечно, несколько упрощенно, но это потому, что на страницах нашего портала изготовлению смесительного узла для системы подогрева полов уделено отдельное внимание.
Можно ли собрать смесительный узел для «теплого пола» самостоятельно?
Да, и это не настолько сложная задача, как может показаться на первый взгляд. Если вы решили собрать – то вам по этой ссылке к соответствующей статье-инструкции.
Перемычка-байпас может стоять и на коллекторе «теплого пола» или разводки по контурам радиаторов отопления – она зачастую соединяет «гребенки» подлеющего и обратного коллекторов. Здесь у байпаса уже несколько иная роль.
Дело в том, что насос создает общее давление в коллекторе, и его приходится подстраивать для каждого контура отдельно, в зависимости от его особенностей: диаметра, протяжённости и т.п. – для этого предусмотрены специальные балансировочные клапаны. В ходе работы автоматика контуров может прикрывать или даже полностью запирать временно некоторые из них. Но чтобы эти перепады не сказывались на работе насоса, чтобы не создавалось ненужных областей повышенного давления или, наоборот, разрежения, чтобы не допустить даже вероятности гидравлического удара, необходимо устройство, которое нивелирует все подобные перепады. Эту функцию и берет на себя байпас между подающим и обратным коллектором.
Байпас, как элемент обвязки котла отопления
Еще один случай применение байпаса в системе отопления – это создание так называемого «малого контура котла».
Сразу отметим, что такой контур нужен далеко не всегда – он больше характерен для , так как именно в них температуры, создаваемые в камере сгорания, труднее всего поддаются регулированию. А особенно это важно в том случае, если котел оснащен чугунным теплообменником.
Почему? Температуры сгорания древесины – в несколько раз выше, чем природного газа, а кроме того, процесс сопровождается очень большим выбросом продуктов сгорания со сложной химической структурой, которые осаждаются в виде сажи.
Самый «опасный» период работы котла – это время его прогрева. За счет очень высокой разницы температур, характерной для твёрдого топлива, на теплообменнике и в дымоходной системе выпадает большое количество конденсата, к которому сажа липнет, как на клей. Но это еще – не самое страшное.
Представьте, что необходимо прогреть большой объем теплоносителя для всей системы отопления. Это займет немало времени, и в течение этого срока теплообменник котла будет испытывать колоссальные напряжения, так как в его нижнюю часть поступает холодная жидкость, а в верхней части температур уже совсем другого порядка! Внутренние напряжения стенок на этом цикле достигают максимума, а чугун, как известно, не обладает должной пластичностью, и от таких «тепловых ударов» может дать трещину. Не сильно полезны подобные разницы температур и для стального теплообменника -= это прямой путь к ускорению коррозионных процессов.
Одним словом, чтобы максимально увеличить долговечность оборудования и поднять уровень безопасности его эксплуатации, необходимо свести к минимуму этот сам цикл прогрева, когда разница между температурой в «обратке» и на выходе из котла достигает наибольших величин. Для этого и создается с помощью перемычки-байпаса малый контур котла.
Обратите внимание на приведенную иллюстрацию. Между магистралью подачи, выходящей из твёрдотопливного котла, и трубой «обратки» установлена перемычка (она обведена белым эллипсом). В нижней её части вместо тройника устанавливается термостатический прибор – это может быть трёхходовой кран, настроенный на определенную температуру срабатывания (например, 60 градусов).
При запуске котла, пока температура в «обратке» низкая, трёхходовой кран полностью перекрывает выход в общий контур системы, то есть циркуляция теплоносителя происходит только по малому системы, через байпас. Естественно, столь незначительный объем прогревается быстро, и теплообменник котла не будет долго испытывать того негатива, о котором сказано выше.
При достижении в малом контуре нужной температуры, трёхходовой кран начинает приоткрывать вход из трубы «обратки», то есть в циркуляцию постепенно вовлекается теплоноситель из общего контура отопления. И так будет продолжаться до тех пор, пока котел очень плавно не выйдет на заданную мощность нагрева. В течение всего цикла прогрева в теплообменник котла поступает жидкость примерно одинаковой температуры, да и вся система отопления запускается ровно и плавно, без совершенно не нужных скачков.
* * * * * * *
Итак, были рассмотрены основные случаи применения перемычек-байпасов в системах отопления. Если читатель убедился в важности этого элемента, получил представление о принципе его функционирования, то автор считает, что написанием этой публикации он достиг поставленной цели.
Циркуляционный насос является основным элементом наряду с водогрейным котлом, если конструкция системы отопления предполагает наличие принудительной циркуляции. Даже при использовании сил гравитации и естественной циркуляции насос способен улучшить и дополнить показатели системы в лучшую сторону. При установке оборудования, как того требуют правила, обязательно используется байпас для циркуляционного насоса в системе отопления. Его наличие обусловлено целым рядом причин, игнорировать которые попросту не следует.
Зачем нужен
Байпас – это перемычка, соединяющая вход и выход одного из элементов отопительного контура, обходной путь, по которому вода может течь, не заходя в радиатор, насос или даже котел.
Для циркуляционного насоса байпас нужен, чтобы:
- исключить из работающего контура насос;
- настраивать производительность контура отопления;
- предотвращать режим холостого хода;
- в любой момент демонтировать оборудование для ремонта или технического обслуживания.
Циркуляционный насос позволяет монтировать трубопровод от котла к радиаторам по произвольным маршрутам, повышает скорость течения теплоносителя, делает его не зависящим от других параметров системы, тем самым повышая теплоотдачу и эффективность. Однако он же делает систему отопления зависимой от электричества.
Если по какой-то причине электричества нет, остается надеяться на блок бесперебойного питания или же переключиться в режим естественной циркуляции, насколько это позволяет конструкция. Только вот насос сам по себе создает сопротивление току теплоносителя в нерабочем состоянии. Байпас как раз и призван разрешить эту проблему.
Для насоса байпас выполнен как продолжение основной трубы от котла к контуру отопления с большим диаметром. В то время как насос подключается параллельно этому участку. Если дать возможность воде течь в обход, то и сопротивления никакого не будет. Для этого на байпасе устанавливается клапан или шаровой вентиль.
Второй момент, когда не обойтись без байпаса – это спуск теплоносителя и наполнение системы вновь. Насос не позволит свободно наполняться трубам и радиаторам жидкостью, создавая препятствие. Результатом может стать образование воздушной пробки, от чего сложно избавиться. Полностью открытый ток по байпасу целиком снимает проблему.
При обустройстве байпаса обязательно монтируются шаровые вентили по входу и выходу насоса, для его быстрого демонтажа. При этом отопление работает в режиме естественной циркуляции, не захолаживая дом.
Последний случай с тонкой настройкой производительности используется достаточно редко. Достаточно установить одну из двух-трех скоростей насоса, чтобы регулировать скорость потока и напор. Однако если на каждом радиаторе имеется свой терморегулятор очень важно предусмотреть защиту насоса. Если все радиаторы перекрыты, и в системе повышается сопротивление току теплоносителя, то байпас спасает от перезагрузки на оборудование, замыкая контур частично на себя.
Как собрать
Байпас для циркуляционного насоса в идеале представляется продолжением обратной трубы, идущей от радиаторов к котлу. Параллельно выбранному участку трубы устанавливается насос, для которого врезаются патрубки. Чтобы предотвратить постоянный ток через байпас, нужна запорная арматура или клапан.
По линии включения насоса устанавливаются:
- шаровой вентиль;
- фильтр грубой очистки;
- насос на соединениях американках;
- шаровой вентиль.
По краям данной сборки устанавливаются колена и патрубки для врезки в основную трубу. Порядок элементов указан согласно направлению тока жидкости, так фильтр должен быть строго перед насосом. Диаметр труб подбирается равный выходному сечению насоса, в то время как для байпаса используется та же труба что и для самой обратки.
Схема сборки байпаса
На участке самого байпаса устанавливается только запорная или регулирующая арматура: шаровой обратный клапан, шаровой или игольчатый вентиль.
Шаровой обратный клапан предпочтительней для организации байпаса циркуляционному насосу. Он действует по принципу золотника. Если насос включен, то шар внутри клапана под воздействием напора перекрывает ток через байпас. Если же насос выключен, то преобладает прямой ток жидкости от котла в обход насоса, и клапан этому не препятствует.
Шаровой вентиль имеет две позиции закрыт/открыт. Устанавливать его в промежуточных положениях запрещено, так как быстро истирается и покрывается осадком поверхность запорного шара, что приводит к порче тефлоновой вставки. Если необходимо тонко настроить пропускную способность байпаса, то предпочтение отдается игольчатому вентилю, только учитывая, что проходное сечение у него существенно меньше, чем у шарового того же размера.
Лучше воспользоваться готовыми решениями. Производятся подготовленные байпасы для циркуляционных насосов. В них уже вмонтированы шаровые клапаны или вентили на общем участке трубы и вся обвязка для насоса, включая фильтр и крепления. Готовый байпас может оказаться куда надежнее по сборке и долговечнее в эксплуатации. Место установки насоса унифицировано, и подходит для любой модели подходящей мощности и пропускной способности. Выбирать предстоит по диаметру основной трубы и производительности.
Установка
Перед установкой следует спустить полностью теплоноситель из системы. Циркуляционный насос с байпасом монтируется на обратной холодной трубе непосредственно возле котла отопления. Это снижает воздействие высоких температур на оборудование.
Необходимо первоначально определить оптимальный вариант включения:
- Для пластиковой трубы лучше использовать разборные соединения по типу американки и подсоединять собранный заранее блок насоса с байпасом. Ветку с насосом подключать с помощью тройников впаянных в основную трубу.
- Для стальных труб вначале ввариваются патрубки для ветки с насосом, а после уже вентиль на байпасе.
Следует учитывать при работе со сваркой, что вентили не переносят перегрева. Особенно шаровые, у которых может деформироваться тефлоновая вставка. Место соединения основной трубы следует дистанцировать от вентиля с помощью протяженных патрубков или штуцеров минимум на 20 см с обеих сторон. Запорная арматура при этом объединяется со штуцерами резьбовыми соединениями.
Ориентировать всю конструкцию надо таким образом, чтобы выходы насоса располагались строго вертикально или горизонтально, а рабочий вал строго горизонтально. Это повысит живучесть оборудования, снизит выработку деталей. Ко всем вентилям должен сохраняться свободный доступ и ничто не должно мешать их перекрытию. Следует предусмотреть запас пространства для простоты демонтажа насоса и других элементов.
Монтаж системы отопления в любом доме является первоочередной задачей. Но важно не просто «обогреть» жилище, а создать в нем оптимальный микроклимат, комфортный для длительного пребывания человека. Нередки ситуации, когда дом отапливается настолько интенсивно, что в нем просто «нечем дышать». Нередки ситуации, когда дом отапливается настолько интенсивно, что в нем просто «нечем дышать». Отрегулировать показатели теплоотдачи радиаторов поможет простое устройство – байпас для отопления. С его помощью контролируют поступление теплоносителя в радиатор, что позволяет вручную или автоматически задавать желаемые температурные рамки.
Что такое байпас в отоплении
Байпас в системе отопления – это отрезок трубопровода (перемычка), который установлен между прямой и обратной подводкой. Его основная задача – транспортировка теплоносителя параллельно (в обход) запорной и регулирующей арматуры.
Поперечный диаметр байпаса в системе отопления всегда должен быть на калибр меньше диаметра труб для подводки. Зачастую для перемычки выбирают полудюймовую трубу.
Обратите внимание! Если для организации байпаса применить трубу того же сечения, что и трубопровод отопления, – это существенно ограничит подачу теплоносителя в радиаторы.
В зависимости от функций участка трубопровода, на котором установлена перемычка, обходное устройство может работать в постоянном режиме либо только при запуске отопительной системы. Во втором случае использование байпаса позволит в ускоренном режиме прогреть все радиаторы, равномерно распределив между ними теплоноситель.
Варианты использования байпаса
Регулировка температуры в радиаторе
В современных системах отопления процесс регулировки теплоносителя, как правило, осуществляется в автоматическом режиме с использованием приборов теплорегуляции. Альтернативой дорогим устройствам может стать обычный байпас, который позволит регулировать температуру нагрева батареи вручную.
Стоит отметить! Оснащение радиаторов индивидуальными теплорегуляторами является обязательной нормой согласно СНиП.
Байпас на радиаторе отопления предназначен для возврата излишка теплоносителя обратно в стояк. Процесс регулировки происходит в механическом режиме, посредством открытия или закрытия запорно-регулирующей арматуры.
Иными словами, часть теплоносителя транспортируется в обход запорной и регулирующей арматуры, т.е. напрямую в обратную подводку.
Байпас для радиатора можно приобрести в готовом виде или соорудить самостоятельно
Произвести ремонтные работы на батарее, когда система обогрева находится в рабочем состоянии, без обводного трубопровода невозможно. Также наличие этого элементарного устройства упрощает процесс наполнения или слива системы.
Байпас позволяет осуществлять ремонтные работы без слива теплоносителя
Работа системы без электроснабжения
Современное отопление с использованием циркуляционного насоса подразумевает обязательный монтаж байпаса. Данная отопительная система энергозависима, и в случае отсутствия электроснабжения просто прекращает свою работу.
Наличие байпаса решит проблему, поскольку позволит сменить принудительный режим циркуляции теплоносителя на естественный.
Для этого домовладелец перекрывает кран подачи воды на циркуляционный насос и открывает кран на центральном трубопроводе. Данные манипуляции могут быть произведены автоматически, в случае приобретения байпаса с клапаном.
На верхней схеме насос отключен, теплоноситель циркулирует благодаря разности температур. На нижней – насос работает, клапан закрыт, теплоноситель циркулирует в принудительном режиме
Монтаж оборудования на обводном трубопроводе осуществляется в следующей последовательности:
- фильтрующий элемент;
- обратный клапан;
- циркуляционный насос.
Обратите внимание! Монтаж байпаса в трубопровод с циркуляционным насосом должен выполняться с использованием запорных клапанов. А сама перемычка установлена в горизонтальном положении, чтобы избежать возможного скопления воздуха.
Усовершенствование однотрубной системы
Однотрубная система морально устарела, но по-прежнему встречается в постройках прошлого века. Эта схема обогрева плохо держит температурный режим, постоянно находясь в крайних значениях (слишком холодно/слишком жарко).
Установка байпаса в системе однотрубного отопления позволит решить проблему терморегуляции в помещении. При монтаже данного элемента важно соблюсти следующие требования:
- перемычку располагают максимально близко к радиатору, удаляя от вертикального трубопровода;
- батарея и байпас должны быть разделены запорным вентилем или терморегулятором.
Классическая схема однотрубного отопления с байпасом
Стоит отметить! Байпас (обводной трубопровод) можно изготовить самостоятельно. Для этого понадобится пластиковая труба, два тройника и склейка.
Возможна ли самостоятельная установка
Монтаж байпаса в системе отопления требует определенного опыта, навыков и наличия специального инструмента, поэтому такую работу стоит доверить профессионалам.
При установке обводной системы традиционные запорные краны можно сменить на современные терморегуляторы, что переведет контроль над температурой в автоматический режим. Но все же, наиболее эффективным с точки зрения практичности и надежности, будет регулируемый шаровой кран, врезанный в середину байпаса.
Стоит отметить! Установка обводной системы на радиаторе уменьшит проток теплоносителя на 25-35%. Что в свою очередь скажется на теплоотдаче батареи, которая снизится на 10%.
Байпас – это простой, но необходимый элемент в схеме водяного отопления. Его установка не займет много времени и не потребует особых финансовых вложений, но существенно упростит эксплуатацию системы. С помощью обводного трубопровода регулируют теплоотдачу радиаторов, проводят работы по обслуживанию и ремонту, изменяют принцип циркуляции жидкости (в системах с циркуляционным насосом).
Видео: байпас в системе отопления
В современных отопительных системах за транспортировку теплоносителя отвечает циркуляционный насос, встроенный в котёл или установленный на подающей магистрали. В последнем случае монтаж агрегата требует установки ещё и отдельной технологичной перемычки, называемой байпасом. В переводе с английского «bypass» означает «обходной», что полностью соответствует предназначению этого элемента. На самом деле, использование дополнительного пути для теплоносителя имеет различное назначение, поэтому байпас применяется и на других участках отопительных контуров. При этом его устанавливают как в целях обеспечения работоспособности отопительной системы, так и для повышения эффективности и экономичности существующего оборудования.
Установка в отопительную систему байпаса позволяет решить множество задач по её эффективности и экономичности
Обводную магистраль, предназначенную для транспортировки теплоносителя параллельно элементам и агрегатам отопительной системы, используют в нескольких случаях:
- для обеспечения работоспособности обогревающего контура с возможностью естественной и принудительной циркуляции при отсутствии электричества или выходе оборудования из строя;
- для отключения агрегатов с целью замены или ремонта без необходимости остановки отопления;
- при необходимости регулировать количество подаваемой рабочей жидкости.
Кроме этого, установкой байпаса можно решить проблему медленного заполнения или опорожнения трубопроводов и агрегатов отопительной системы.
Схемы монтажа
В зависимости от типа отопительной системы и предназначения байпаса, может отличаться как назначение устройства, так и его обвязка. В частности, можно отметить отличие монтажных схем для однотрубного или двухтрубного контуров отопления, а также различия в конструкции обходного трубопровода при монтаже обогревающего котла и радиаторов.
Байпас в системе обогрева с естественной циркуляцией
Байпас отопительного котла монтируют на обратной магистрали, таким образом снижая тепловую нагрузку на центробежный насос
Установка центробежного насоса в отопительной системе с естественным движением теплоносителя требует обустройства дополнительной линии подачи рабочей жидкости в параллель к подающему трубопроводу. Реализовать эту схему помогает байпас, в конструкцию которого входят:
- трубопровод;
- фильтр грубой очистки;
- циркуляционный насос;
- запорная арматура.
Перекрытием вентиля на основной магистрали теплоноситель перенаправляют в параллельный контур, где ему придаёт ускорения центробежный насос. Если же работа последнего становится невозможной вследствие поломки или отсутствия электричества, то кран открывают, и функционирование системы обеспечивает сила гравитации.
Байпас заводского изготовления с обратным клапаном
Заменой шарового вентиля на обратный клапан добиваются переключения режимов работы в автоматическом режиме . При этом во время работы насоса создаётся повышенное давление после запорного механизма, благодаря чему он остаётся закрытым. Если же по какой-то причине помпа перестанет работать, то клапан откроется под напором нагретой в отопительном котле жидкости.
Кроме этого, запорными устройствами оснащают места врезки байпаса, что позволяет снять циркуляционный насос, не останавливая теплоснабжения жилых помещений.
Следует понимать, что по надёжности и долговечности шаровой кран остаётся вне конкуренции, поскольку работоспособность обратного клапана напрямую зависит от чистоты теплоносителя. Именно поэтому не стоит пренебрегать установкой фильтра грубой очистки.
Особенности устройства обходного контура в однотрубной отопительной системе
Установка байпаса радиатора в однотрубной системе позволяет регулировать его температуру
Несмотря на устаревшую конструкцию, однотрубная схема отопления всё ещё широко используется как в постройках старого жилищного фонда, так и в новых частных домах. Для регулировки количества теплоносителя, проходящего через радиатор, чаще всего применяют запорные краны механического типа или вентили с термостатическими головками. Особенностью однотрубной системы является последовательное подключение приборов, поэтому перекрытие доступа к отдельному радиатору неизбежно прекратит циркуляцию рабочего вещества к другим батареям. Избежать этого недостатка можно установкой обводной ветки, которая монтируется на участке между подводящим и отводящим патрубками радиатора. В этом случае именно этот простой отрезок трубы и выполняет роль байпаса. Теперь при отключении отопительного прибора теплоноситель сможет беспрепятственно обходить закрытый участок системы.
Устанавливая байпас на радиатор, помните о том, что если его диаметр будет равняться размеру присоединительных патрубков батареи, то во время работы часть теплоносителя будет уходить по обводному пути. Естественно, при этом снизится и теплоотдача радиатора. Для устранения этого недостатка диаметр байпаса уменьшают на один шаг, чем добиваются необходимого гидравлического сопротивления. Например, для подводки диаметром 1 дюйм размер обходной трубы составляет 3/4 дюйма.
Несмотря на все ухищрения, монтаж параллельного открытого участка неизбежно снизит количество проходящей через радиатор жидкости на 25 – 30%, что приведёт к снижению теплоотдачи на 10 – 15%. Как правило, это не является проблемой даже при реконструкции отопления, поскольку при расчёте системы радиаторы выбирают с требуемым запасом мощности.
Монтаж обходного контура в двухтрубной системе отопления
Подключение радиаторов к двум основным трубопроводам является особенностью двухтрубной отопительной системы. При этом питание радиаторов происходит благодаря контуру прямой подачи, а отток и возврат рабочей жидкости в котёл происходит по обратной магистрали. Необходимость в обустройстве байпаса отпадает благодаря параллельному присоединению.
Одним из достоинств более сложной двухтрубной схемы является возможность регулировать проток теплоносителя вручную или с применением термостатов на каждом радиаторе. Тем не менее, байпас нередко устанавливают с целью сохранения работоспособности отопительной системы при необходимости снятия или ремонта батарей. В этом случае между радиатором и точками врезки трубы монтируют вентили.
В качестве запорной арматуры для отключения радиаторов лучше всего использовать краны шарового типа. Это связано с их небольшим гидравлическим сопротивлением.
Правильный монтаж
Монтаж байпаса радиатора требует наличия запирающей арматуры
При установке байпаса на радиатор отопления строго придерживаются требуемого соотношения диаметров, а также руководствуются следующими правилами:
- обходную магистраль монтируют на максимально возможном удалении от вертикального участка трубопровода, как можно ближе к отопительной батарее;
- на участке подачи между байпасом и радиатором устанавливают регулирующее запорное устройство (шаровой кран или термостатическую головку). Установка дополнительного вентиля на выходе из отопительного прибора понадобится, если вы решили обезопасить себя на случай его повреждения;
- обводную магистраль изготавливают из отрезка трубы и тройников на месте, а её монтаж выполняют как сваркой, так и посредством резьбовых соединений.
- байпас монтируют на обратном трубопроводе, что позволяет избежать перегрева циркуляционного насоса. С этой же целью врезку параллельного контура выполняют на удалении от котла;
- располагая обходной участок в горизонтальной плоскости, исключают образование воздушных пробок при включении системы отопления, что особенно важно при использовании помп «мокрого» типа;
- диаметр труб байпаса выбирают равным присоединительному размеру циркуляционного насоса;
- фильтр механической очистки монтируют перед помпой, если ориентироваться по направлению потока жидкости.
Конструкция байпаса не представляет сложностей
Байпас можно изготовить самостоятельно или купить готовое изделие в торговой сети. Если вы решили собрать устройство своими руками, то обязательно укомплектуйте прибор резьбовыми фитингами. В случае поломки или протечки сгоны или «американки» позволят снять любой элемент контура. Используйте только высококачественные комплектующие, так как любой вышедший из строя элемент потребует трудоёмкой разборки системы.
Немаловажным вопросом является герметизация соединений. В работе лучше отдать предпочтение не быстромонтируемой фум-ленте, а традиционно надёжной пакле и сантехнической пасте. Кроме всех прочих достоинств, именно последнее сочетание материалов позволит при необходимости отвернуть соединение обратно.
Инструкция
Соблюдая правильную последовательность действий, можно избежать ошибок в работе и проблем с функционированием системы во время эксплуатации. Особенно важно соблюдать порядок выполнения сварочных работ, поскольку высокий нагрев связан с опасностью повреждения пластиковых элементов шаровых кранов.
- Слейте теплоноситель из отопительной системы.
- При помощи угловой шлифмашины вырежьте отрезок трубы на участке обратной магистрали. Его размер должен соответствовать длине сгона с установленным шаровым краном, а расстояние до отопительного агрегата принимают равным 0.5 — 1м.
- Воспользовавшись сварочным аппаратом, по обе стороны от места врезки вварите угловые элементы конструкции.
- К обеим сторонам магистральной трубы приварите короткий и длинный резьбовые участки сгона.
- Смонтируйте сгон и установите центральный вентиль.
- Установите шаровые краны, перекрывающие поток теплоносителя через байпас.
- Соблюдая направление движения жидкости, на одном из вентилей смонтируйте фильтр-грязевик. Место его установки выбирают до центробежного насоса по ходу движения теплоносителя.
- Воспользовавшись крепёжными элементами из комплекта поставки насоса, смонтируйте его на байпас.
- Закачайте теплоноситель в систему отопления.
- Включите обогрев и откройте все запирающие устройства участка байпаса. После этого осмотрите все соединения на предмет протечек.
- Закройте центральный шаровой кран и включите центробежный насос. Не забудьте развоздушить рабочее пространство помпы.
- Проверьте эффективность работы системы на всех скоростных режимах.
После проведения осмотра всех тепловых агрегатов и резьбовых соединений отопительной системы, её можно считать работоспособной и пригодной к дальнейшей эксплуатации.
Особенности эксплуатации
Продлить срок службы отопительной системы, равно как и всех её элементов и агрегатов, прямо или косвенно связанных с функционированием байпаса, помогут несколько простых рекомендаций:
- в конструкции обходного трубопровода надо использовать исключительно шаровые краны. Кроме того, что они обладают низким гидравлическим сопротивлением, вентили можно легко и быстро закрыть или открыть. Не вызывает нареканий и надёжность, а также долговечность запорной арматуры этого типа;
- вне зависимости от того, функционирует байпас или нет, периодически надо открывать и закрывать все краны. Это простое действие позволит избежать прикипания шара и увеличит срок службы деталей;
- запуская систему после длительного простоя, обязательно требуется развоздушить участок врезки насоса;
- в течение отопительного сезона надо проводить профилактическую очистку установленного в системе фильтра.
Шаровой кран имеет большое проходное сечение, что делает его отличным вариантом для обустройства отопительных контуров
Не следует забывать и о соблюдении теплового режима, чистоте теплоносителя и других факторах, оказывающих влияние на долговечность и работоспособность отопительной системы.
Преимущества байпаса в системе отопления
Установкой обходной магистрали можно решить несколько задач по обеспечению работоспособности обогревающей системы и увеличению её тепловой эффективности, что стало возможным благодаря многочисленным достоинствам байпаса. К положительным моментам его использования относятся:
- защита отопительного агрегата от перегрева при отключении электричества или поломке циркуляционного насоса;
- возможность установки помпы в существующий отопительный контур с естественной циркуляцией теплоносителя. При этом работоспособность гравитационной системы сохраняется;
- обеспечение доступа к насосу или радиатору для их снятия или ремонта без необходимости полной остановки системы;
- возможность регулировки температурного режима батарей уменьшением протока теплоносителя.
Кроме этого, несомненным плюсом является простота монтажа, который можно легко выполнить собственными силами.
Видео: принцип работы байпаса с встроенным обратным клапаном
Как повысить энергоэффективность старых отопительных систем
Монтаж байпаса с применением сварочной аппаратуры потребует привлечения специалистов
Чаще всего старая система отопления представляет собой контур с естественным способом транспортировки теплоносителя, чугунными радиаторами и магистралью из стальных труб. При этом нередко подключение приборов осуществляется по однотрубной схеме, что уменьшает тепловую эффективность отопления и не позволяет добиться равномерной теплоотдачи по мере удаления радиаторов от отопительного агрегата.
Справиться с большинством недостатков можно установкой байпаса с циркуляционным насосом и обходных трубопроводов на радиаторах. Увеличение скорости течения рабочей жидкости способствует выравниванию температуры во всех точках системы. Кроме того, возможность регулировки теплоотдачи батарей даст возможность установить необходимую температуру в каждом помещении, что не только повысит комфорт, но и повлечёт за собой общее снижение энергозатрат. Специалисты называют цифру экономии в 10%, что вместе с улучшением эксплуатационных показателей является отличным стимулом для реконструкции оборудования. И всё, что для этого понадобится, – байпас с обратным клапаном, циркуляционный насос и шаровые краны.
Установкой в старую отопительную систему циркуляционного насоса добиваются уменьшения энергозатрат, что позволяет экономить на отоплении.
Являясь отличным инструментом для перенаправления потока теплоносителя, байпас обеспечивает работоспособность системы, повышает её эффективность и экономичность. Поэтому устройство рекомендуется устанавливать как в процессе строительства обогревающих контуров, так и для реконструкции существующего отопления с естественной циркуляцией. При этом важным достоинством байпаса является простота монтажа, который под силу любому человеку с минимальными слесарными навыками.
Поделитесь с друзьями!Через байпас в системе отопления современного дома монтируют все ее ключевые элементы. Это простое инженерное решение облегчает обслуживание и ремонт подключаемого к магистрали оборудования. А еще повышает эффективность и экономичность обогрева, что совсем неплохо, не правда ли?
Хотите добавить в систему отопления байпас, но не знаете как это правильно сделать? Мы поможем вам справиться с задачей – в статье рассмотрено предназначение этого элемента отопительной системы и ключевые моменты его монтажа.
Байпас, или байпасный обвод – это трубопровод, который служит для организации протока теплоносителя в обход определенного участка отопительной магистрали, либо параллельно ему.
Чаще всего на этом участке установлено какое-либо оборудование. Один конец обводной трубы подключают к подводящему патрубку, второй – к отводящему.
Между байпасом и входным отверстием огибаемого прибора устанавливают запорную арматуру. Она позволяет полностью перенаправить поток воды по альтернативному пути, либо регулировать количество поступающей к устройству жидкости.
Для возможности полного отключения оборудования устанавливают кран и на отводящем патрубке – между выходным отверстием прибора и байпасом.
Галерея изображений
Поскольку гидравлическое давление со стороны выходного патрубка выше, чем со стороны входного – шарик плотно прижимается к седлу клапана и полностью перекрывает просвет трубопровода.