Разделение по возрасту на группы. Периодизация возрастная, ее характеристика: так ли важен возраст? Младший возраст: ясельный период
Понятие «возраст» можно рассматривать с разных аспектов: с точки зрения хронологии событий, биологических процессов организма, социального становления и психологического развития.
Возраст охватывает весь жизненный путь. Отсчет его начинают от рождения и заканчивают физиологической смертью. Возраст показывает от рождения до конкретного события в жизни человека.
Рождение, взросление, развитие, старость - все жизни человека, из которых и состоит весь земной путь. Появившись на свет, человек начал свой первый этап, и дальше, с течением времени, пройдет все их последовательно.
Классификация возрастных периодов с точки зрения биологии
Единой классификации не существует, в разное время она составлялась по-иному. Разграничение периодов связывают с определенным возрастом, когда происходят значительные перемены в организме человека.
Жизни человека - это периоды между ключевыми «точками».
Паспортный, или хронологический возраст может не совпадать с биологическим. Именно по последнему можно судить о как он будет выполнять свою работу, какие нагрузки может выдержать его организм. Биологический возраст может как отставать от паспортного, так и опережать его.
Рассмотрим классификацию жизненных периодов, в основу которой легло понятие возраста на основе физиологических изменений организма:
возраст | период | ||
0-4 недели | новорожденный | ||
4 недели - 1 год | грудной | ||
1-3 года | раннее детство | ||
3-7 лет | дошкольный | ||
7-10/12 лет | младший школьный | ||
девочки: 10-17/18 лет | подростковый | ||
мальчики: 12-17/18 лет | |||
юноши | 17-21 год | юношеский | |
девушки | 16-20 лет | ||
мужчины | 21-35 лет | зрелый возраст, 1 период | |
женщины | 20-35 лет | ||
мужчины | 35-60 лет | зрелый возраст, 2 период | |
женщины | 35-55 лет | ||
55/60-75 лет | пожилой возраст | ||
75-90 | старческий возраст | ||
90 лет и более | долгожители |
Взгляды ученых на возрастные периоды жизни человека
В зависимости от эпохи и страны ученые и философы предлагали различные критерии для градации основных жизненных этапов.
Например:
- Китайские ученые делили человеческую жизнь на 7 фаз. «Желанным», к примеру, назывался возраст от 60 до 70 лет. Это период развития духовности и мудрости человека.
- Древнегреческий ученый Пифагор отождествлял этапы жизни человека со временами года. Каждый длился 20 лет.
- Идеи Гиппократа стали основополагающими для дальнейшего определения периодов жизни. Он выделил 10, длиной в 7 лет каждый, начиная от рождения.
Периоды жизни по Пифагору
Античный философ Пифагор, рассматривая этапы бытия человека, отождествлял их со временами года. Он выделял их четыре:
- Весна - начало и развитие жизни, от рождения и до 20 лет.
- Лето - молодость, от 20 до 40 лет.
- Осень - расцвет, от 40 до 60 лет.
- Зима - угасание, от 60 до 80 лет.
Периоды по Пифагору имели продолжительность ровно 20 лет. Пифагор считал, что все на Земле измеряется числами, к которым он относился не только как к математическим символам, но и наделял их неким магическим смыслом. Числа позволяли ему также определять характеристики космического порядка.
К возрастным периодам Пифагор применял также и понятие «четверица», потому что сравнивал их с вечными, неизменными явлениями природы, например, стихиями.
Периоды жизни человека (по Пифагору) и их преимущества имеют в основе учения об идею вечного возвращения. Жизнь - вечна, как сменяющие друг друга сезоны, и человек - частичка природы, живет и развивается по ее законам.
Понятие «времен года» по Пифагору
Отождествляя возрастные промежутки жизни человека со временами года, Пифагор акцентировал внимание на том, что:
- Весна - время начала, зарождения жизни. Ребенок развивается, с наслаждением впитывая в себя новые знания. Ему кругом интересно, но все пока происходит в виде игры. Ребенок расцветает.
- Лето - период взросления. Человек цветет, его притягивает все новое, еще неизвестное. Продолжая расцветать, человек не теряет своего детского веселья.
- Осень - человек стал взрослым, уравновешенным, былая веселость уступила место уверенности и неспешности.
- Зима - период размышлений и подведения итогов. Человек прошел большую часть пути и теперь рассматривает результаты своей жизни.
Основные периоды земного пути людей
Рассматривая существование индивидуума, можно выделить основные периоды жизни человека:
- юность;
- зрелый возраст;
- старость.
На каждой ступени человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет социальный статус в обществе.
Основу существования составляют периоды жизни человека. Особенности каждого из них связаны со взрослением, изменениями в окружении, состоянием души.
Особенности основных этапов существования личности
Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждый этап дополняет предыдущий, приносит с собой что-то новое, то, чего еще не было в жизни.
Юности присущ максимализм: происходит рассвет умственных, творческих способностей, основные физиологические процессы взросления завершены, улучшается внешний вид, самочувствие. В этом возрасте устанавливается система начинает цениться время, повышается самоконтроль, происходит переоценка окружающих. Человек определяется с направлением своей жизни.
Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных вершин. В профессиональной сфере он занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием социального статуса, решения принимаются обдуманно, человек не избегает ответственности, ценит сегодняшний день, может простить себе и другим совершенные ошибки, реально оценивает себя и других. Это возраст достижений, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.
Старость более связана с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает трудовую деятельность, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все равно может заниматься саморазвитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.
Критические точки
Важнейшие периоды жизни человека связаны с изменениями в организме. Их можно также назвать критическими: изменяется гормональный фон, из-за чего происходят изменения в настроении, появляется раздражительность, нервозность.
Психолог Э. Эриксон выделяет 8 кризисных периодов жизни человека:
- Подростковый период.
- Вступление человека во взрослую жизнь - тридцатилетие.
- Переход на четвертый десяток.
- Сорокалетие.
- Середина жизни - 45 лет.
- Пятидесятилетие.
- Пятидесятипятилетие.
- Пятидесятишестилетие.
Уверенное преодоление "критических точек"
Преодолевая каждый из представленных периодов, человек переходит на новую ступень развития, при этом побеждает трудности, возникшие у него на пути, и стремится к покорению новых вершин своей жизни.
В ребенок отрывается от родителей и пытается самостоятельно найти свое направление в жизни.
На третьем десятке человек пересматривает свои принципы, меняет взгляды на окружающее.
Приближаясь к четвертому десятку, люди стараются укрепиться в жизни, подняться по карьерной лестнице, начинают думать более рационально.
В середине жизни человек начинает задумываться, правильно ли он живет. Появляется желание что-то сделать, что оставит память о нем. Появляется разочарование и страх за свою жизнь.
В 50 лет замедление физиологических процессов отражается на здоровье, происходят возрастные изменения. Однако человек уже правильно расставил жизненные приоритеты, его нервная система работает стабильно.
В 55 лет появляется мудрость, человек наслаждается жизнью.
В 56 лет человек больше задумывается о духовной стороне своей жизни, развивает внутренний мир.
Врачи утверждают, что если быть готовым и знать о критических периодах жизни, то их преодоление произойдет спокойно и безболезненно.
Заключение
Человек сам решает, по каким критериям он разделяет свои жизненные периоды, и что он вкладывает в понятие «возраст». Это может быть:
- Чисто внешняя привлекательность, которую человек стремится продлить всеми доступными способами. И считает себя молодым, пока это позволяет внешность.
- Деление жизни на «молодость» и «конец молодости». Первый период длится, пока есть возможность жить без обязательств, проблем, ответственности, второй - когда появляются проблемы, жизненные трудности.
- Физиологические изменения организма. Человек четко следует за изменениями и отождествляет с ними свой возраст.
- Понятие возраста связано с состоянием души и сознания. Человек отмеряет свой возраст состоянием души и внутренней свободой.
Пока жизнь человека наполнена смыслом, желанием познавать что-то новое, и все это органично сочетается с мудростью и духовным богатством внутреннего мира, человек будет вечно молодым, несмотря на ослабление физических возможностей своего организма.
Российская классификация населения по возрасту предусматривает распределение населения на следующие группы:
от 1дня до 7дней – новорожденные;
от 7 дней до 1 года – младенцы;
от 1 года до 3 лет – раннее детство;
от 4 лет до 7 лет – первое детство;
от 8 лет до 12 лет (мальчики) и
от 8 лет до 11 лет (девочки) – второе детство;
от 13 лет до 16 лет (мальчики) и
от 12 лет до 15 лет (девочки) – подростки;
от 17 лет до 21 года – юноши;
от 16 лет до 20 лет – девушки;
от 22 лет до 35 лет (мужчины) и
от 21 года до 35 лет (женщины) – I период зрелости;
от 36 лет до 60 лет (мужчины) и
от 36 лет до 55 лет (женщины) – II период зрелости;
от 61 года до 74 лет (мужчины) и
от 56 лет до 74 лет (женщины) – пожилые люди;
от 75 лет до 90 лет старые люди;
старше 90 лет – долгожители.
3. Возрастной контингент.
Возрастной контингент – группа лиц, объединённых двумя признаками: возрастом и каким-либо социально-экономическим или другим признаком.
В России различают следующие возрастные контингенты :
1). Ясельный (от 0 до 2 лет).
2). Дошкольный (от 3 до 6 лет).
3). Школьный (от 7 до 15 лет).
4). Трудоспособный (от16 до 59лет – мужчины; от 16 до 54 лет – женщины).
5). Репродуктивный (детородный) (женщины в возрасте от 15 до 49 лет).
6). Призывный (мужчины в возрасте от 18 до 49 лет).
7). Электоральный (мужчины и женщины старше 18 лет).
В российской статистике, а также статистике ООН особое место занимают укрупнённые группировки населения , построенные по двум признакам: возрасту и трудоспособности. При распределении населения в одну из трёх укрупнённых групп используют следующие критерии оценки:
1). Молодое нетрудоспособное население:
От 0 до 15 лет – для России;
От 0 до 14 лет – для стран ООН.
2). Взрослое трудоспособное население:
От 16 до 60(55) лет – для России;
От 15 до 65 лет – для стран ООН.
3). Пожилое нетрудоспособное население:
Старше 60(55) лет – для России;
Старше 65 лет – для стран ООН.
Как показывают эти данные, период трудовой деятельности в странах ООН значительно шире, чем в России: население раньше привлекается к труду и позднее выходит на пенсию.
3.3.4. Возрастная аккумуляция
Однолетние группировки подвержены деформации под влиянием возрастной аккумуляции.
Возрастная аккумуляция – более плотное сосредоточение населения в отдельных возрастных группах по сравнению с соседними группами.
Возрастная аккумуляция является результатом искажений сведений о возрастном составе населения.
Причины искажений сведений о возрастном составе населения:
1. Использование в статистических наблюдениях (переписях) способа опроса, при котором отсутствует документальная проверка правильности данных.
2. Склонность людей округлять числа до "0" на конце (или "5" и т.п.).
3. Психологический фактор: женщины не хотят быть старше, старики хотят быть моложе, подростки торопятся быть взрослыми; поэтому при опросе эти люди могут сознательно уменьшать (или увеличивать) свой возраст.
Существуют различные методы измерения возрастной аккумуляции . Все они основаны на использовании индексов (коэффициентов), характеризующих силу возрастной аккумуляции. Наиболее распространён индекс (коэффициент) Уипла , измеряющий возрастную аккумуляцию в возрастах, оканчивающихся на "0" и "5":
где
- численность населения в возрасте 25,
30, … , 60 лет;
- численность населения в возрасте 23, 24, … , 62 года.
Чем меньше возрастная аккумуляция, тем меньше будет индекс Уипла.
Методы снижения возрастной аккумуляции:
1. Запись даты рождения переписываемого, а не его возраста.
2. Методы сглаживания выступов и впадин в возрастной структуре (искусственные методы):
Графический метод;
Метод скользящей средней
и другие.
Все эти методы позволяют определить возрастной состав, более соответствующий действительности.
В целом проявление возрастной аккумуляции зависит от уровня развития страны. В развитых странах её значение сводится к минимуму.
По ряду морфологических, физиологических и биохимических признаков весь жизненный путь человека может быть разделен на периоды, или этапы. Между этими периодами нет четко очерченных границ, и они в значительной мере условны, все же установление примерных границ этих периодов на основе объективных критериев — очень важная задача. В основу периодизации брали созревание половых желез и интенсивность роста тела. Делались попытки классифицировать возрастные периоды по зубному признаку.
Выдвигалась в качестве критерия и степень развития центральной нервной системы, в частности коры головного мозга. Основываясь на этом признаке, авторы пытались отойти от чисто биологического признака и найти биолого-социальный. Однако, несмотря на множество подходов к периодизации индивидуального развития, найти оптимальный общебиологический или социобиологический критерий, положенный в ее основу, не удалось. А между тем проблема возрастной периодизации считается одной из актуальных для всего комплекса наук, исследующих развитие человека.
Возраст — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.
Паспортный возраст — хронологический возраст отдельного человека с момента рождения и до конца жизни.
Биологический возраст характеризуется ростом, созреванием и старением, а также другими биологическими показателями, т.е. биологический возраст отражает биологическую эволюцию человека.
Психологическая характеристика возраста — определенная качественно своеобразная ступень психического развития человека как индивида и как личности.
Возраст культурного развития — показатель культурного самоопределения и саморазвития личности на каждой ступени своего становления, овладения культурными правилами и нормами поведения и деятельности относительно хронологического возраста.
Социальная характеристика возраста — отражение включенности ребенка в определенную систему общественных отношений и степень его социальной зрелости.
Существует много схем деления на возрастные периоды.
Классификация возрастов жизни, по Пифагору , выглядит следующим образом:
1. Период становления — 0-20 лет (весна).
2. Молодой человек — 20-40 лет (лето).
3. Человек в расцвете сил — 40-6Q лет (осень).
4. Старый и угасающий человек — 60-80 лет (зима).
От Античности Средневековье восприняло рассуждение об этапах человеческой жизни, которая чаще всего делилась также на семь периодов. Их характеристики можно было найти у Гиппократа , Филона Иудейского, Галена и многих других. В православных странах текст о возрастах человека стал впервые известен через сочинения Иоанна Златоуста . Вот как об этом говорится в одной из книг: «Первая седмица — когда бывает человеку семь лет от рождения его: зубов нападение, незлобие, кротость и неразумение, шалости в играх и все мысли младенческие...
Вторая седмица — когда бывает человеку два раза по семь от рождения его, т.е. 14 лет, приходит он в распадение, свойственное юности, и обуреваем, бывает похотью плотской, семени испущением и буйством нелепым... Третья седмица — когда бывает человеку три раза по семь, т.е. 21 год, тогда он юноша буен и многомятежен, в уме его часто гнездятся помыслы лукавые на блуд да на пьянство, и на иныя многия нелепыя буйства. Но тогда, же он начинает легонько смыслу внимать, в разум приходит и учению старших следует, всему подражая и во всем преуспевая...»
Краткую характеристику возрастов приводит и Августин (детство, отрочество, юность, мужественность, старость), но, в отличие от других авторов, он говорит о существовании «духовных возрастов», свойственных людям, растущим духовно, развивающим свой разум. Эти возрасты соответствуют «не количеству лет, а (внутреннему) преуспеянию». Встречаются и деления на два, три, четыре, пять, шесть и даже девять периодов.
В нашей отечественной науке длительное время была распространена классификация, предложенная Н.П. Гундобиным.
В основу этой классификации положены некоторые биологические особенности растущего организма и выделяются следующие периоды:
1. Период внутриутробного развития.
2. Период новорожденности (2-3 недели).
3. Период грудного возраста — до 1 года.
4. Преддошкольный, ясельный возраст — с 1 года до 3 лет.
5. Дошкольный возраст — с 3 до 7 лет.
6. Период отрочества, или младший школьный возраст, — с 7 до 12 лет.
7. Подростковый возраст — с 12 до 15 лет.
8. Старший школьный возраст — с 14 до 18 лет у девушек и с 15-16 лет до 19-20 у юношей.
Л.С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития. К первой группе относят периодизации, созданные по биогенетическому принципу, когда процесс индивидуального развития ребенка выстраивается в соответствии с основными периодами биологической эволюции и исторического развития человечества, или периодизации, в которых этапы детства совпадают со ступенями системы обучения и воспитания детей.
Во второй группе периодизаций используется внутренний критерий. Этим критерием становится какая-либо одна сторона развития, например развитие костных тканей (П.П. Блонский) или развитие детской сексуальности (3. Фрейд). П.П. Блонский в своей классификации выделял беззубое детство, молочнозубое детство, постояннозубое детство, предпубертатный и пубертатный периоды.
В третьей группе периодизаций выделяются периоды психического развития ребенка на основе существенных и не единичных особенностей этого развития. К этой группе относят периодизации Л.С. Выготского и Д. Б. Эльконина . В них используются три критерия — социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральное возрастное новообразование.
Для понимания жизненного цикла человека необходимо определение последовательной смены состояний развития, однонаправленности и необратимости времени жизни, т.е. топологическая характеристика этого времени. Вместе с тем следует учитывать длительность существования индивида, определяемую общей продолжительностью жизни всех индивидов данного вида, — метрическую характеристику жизненного цикла и его отдельных моментов.
Обе эти характеристики представлены, например, в следующей схеме возрастной периодизации:
Новорожденные 1-10 дней
Грудной ребенок 10 дней - 1 год
Раннее детство 1-2 года
Первый период детства 3-07 лет
Второй период детства:
8-12 лет для мальчиков
8-11 лет для девочек
Подростковый возраст:
13—16 лет для мальчиков
12-15 лет для девочек
Юношеский возраст:
17-21 год для мужчин
16-20 лет для женщин
Средний возраст:
первый период :
22-35 лет для мужчин
21-35 лет для женщин
второй период :
36-60 лет для мужчин
36-55 лет для женщин
Пожилые люди:
61-75 лет для мужчин
55-75 лет для женщин
Старческий возраст:
74-90 лет для обоих полов
Долгожители:
Старше 90 лет
В антропологии и психофизиологии , педиатрии и геронтологии чаще используются более специальные классификации периодов роста и созревания, с одной стороны, и инволюционных периодов — с другой. В них главное внимание уделяется объективным признакам начала и завершения каждого возрастного периода, длительность которого может значительно варьировать у разных индивидов.
В педиатрии, например, широко используется следующая периодизация развития:
1) внутриутробный период;
2) период новорожденности;
3) период вскармливания грудью;
4) период молочных зубов;
5) период отрочества;
6) период полового созревания.
Используя на практике возрастную периодизацию, следует иметь в виду, что хронологические рамки возраста человека и его морфологические и психофизиологические характеристики во многом определяются социальными факторами.
Более совершенной ряд авторов считают классификацию Д.Б. Бромлей (1966, Англия). Человеческую жизнь она рассматривает как совокупность пяти циклов: утробного (стадия беременности), детства, юности, взрослости и старения. Каждый из этих циклов состоит из ряда стадий, характеризуемых возрастными датами (с учетом изменчивости) и общими чертами развития.
Первый цикл состоит из четырех стадий:
1) зиготы (оплодотворенного яйца);
2) эмбриона (ранней стадии биологического развития);
3) плода (поздней стадии биологического развития);
4) момента рождения (смены жизни во внутренней среде материнского организма на жизнь во внешней среде).
С этого момента развитие определяется по возрастным датам (от рождения) и характеризуется сменой способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде.
Второй цикл — детство — состоит из трех стадий, охватывающих 11-13 лет жизни.
Первая из них — младенчество (от рождения до 18 месяцев жизни) — характеризуется многими важными чертами развития. Именно в этот период ребенок приобретает основные навыки движения, восприятия и манипулирования, у него образуется сенсомоторная схема, регулирующая поведение. Весьма интенсивно развивается несловесное общение, с помощью которого осуществляется начальная социализация индивида. Полная зависимость ребенка от взрослых, особенно от матери, имеет особое значение для начальной социализации, образования потребностей в общении и привязанностей, накопления опыта коммуникации, необходимого для дальнейшего развития.
Вторая стадия детства (от 18 месяцев до 5 лет) — дошкольное детство — характеризуется развитием перцептивных, мнемических и элементарных мыслительных процессов (предоперационных представлений), сложных манипуляций и действий с вещами, накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. Эта стадия отличается интенсивным развитием речи, формированием словесных связей в процессе общения. Однако наряду с ними применяются и более ранние, несловесные средства общения (экспрессивные формы поведения: мимика, жестикуляция, поза, интонации). Постепенно упрочиваются семейные и другие социальные отношения в ближайшей среде.
Третья стадия детства — раннее школьное детство — от 5 до 11 или 13 лет. Эта стадия характеризуется ассимиляцией культуры через образование, развитием символического начала в мышлении и поведении, усвоением конкретных операций группирования и т. д. Во многих отношениях эта стадия имеет решающее значение для социализации индивида, поскольку она осуществляется уже не только эмпирически, посредством накопления опыта поведения в общественной среде, но и рационально, путем освоения основ морали и регулирования связей на этих основах.
Цикл юности состоит из двух стадий:
1) полового созревания — старшего школьного детства (ранняя юность), длящегося от 11-13 до 15 лет.
2) поздней юности (15-21 год). Начиная с этого цикла, Бромлей характеризует развитие определенными сдвигами личности, ее статуса, ролей, позиций в обществе. Вместе с тем она пытается отметить наиболее важные психофизиологические изменения индивида в различные периоды жизни.
Первая стадия юности отличается интенсивным развитием вторичных половых признаков и производительных функций, соматическим развитием и нервно-психическим созреванием. В этот период складывается система формальных операций и логических структур, повышающих уровень умственной активности. Весьма значительные; изменения происходят в социальном развитии: начинает действовать; система ограниченной правовой ответственности, осваиваются новые социальные роли и позиции. Поведение ориентировано на взрослые нормы поведения, и притязания на взрослость отличают многие мотивы поведения в этом возрасте.
Вторая стадия юности — завершение главной фазы биологического развития, дальнейшее образование и профессиональная подготовка, освоение некоторых профессиональных ролей, начало самостоятельной трудовой и экономической жизни. Решающее значение имеет переход от зависимости (экономической, правовой, нравственной) к независимости от родителей. Именно этим переходом, остро переживаемым отдельными юношами и девушками, объясняется, по мнению Бромлей, тот факт социальной статистики, что как раз на эти годы приходится пик антисоциального поведения.
Цикл взрослости состоит из четырех стадий:
1) ранней взрослости (21-25 лет);
2) средней взрослости (25-40 лет);
3) поздней взрослости (40-55 лет);
4) предпенсионного возраста (55-65 лет), являющегося переходным к циклу старости.
Ранняя взрослость - это овладение ролью взрослого человека, правовая зрелость, избирательные права, экономическая ответственность — в общем, полное включение во все виды социальной активности своей страны. На этой стадии складывается собственная семья и строится собственный образ жизни: вступление в брак, рождение первого ребенка, установление круга знакомств, связанных с общей работой. На работе осваиваются профессиональные роли, продолжается профессиональная подготовка и начинается совершенствование мастерства.
Среднюю взрослость Д. Б. Бромлей характеризует следующим образом: годы «пик», или оптимума, интеллектуальных достижений, консолидация социальных и профессиональных ролей по роду службы, накопление сравнительно постоянных материальных средств и социальных связей, лидерство в различных видах деятельности и старшинство по возрасту среди многих сотрудников и знакомых, легкий упадок некоторых физических и умственных функций, проявляющийся при максимальной деятельности.
Поздняя зрелость имеет своими главными чертами продолжение установления специальных (по роду занятий) и социальных ролей с доминированием некоторых из них и ослаблением других, уход детей из семьи и изменение в связи с этим образа жизни, менопаузу, дальнейший упадок физических и умственных функций. По многим экспериментальным данным, средняя точка этой стадии развития находится между 45—50 годами.
Предпенсионный возраст характеризуется более очевидным упадком физических и умственных функций, дальнейшим ослаблением сексуальных функций и интересов. Вместе с тем это годы «пик» для наиболее общих социальных достижений — положения в обществе, власти и авторитета, частичной освобожденности от занятий и отбора, наиболее интересных для личности общественных дел. Не в меньшей мере существенно изменение всей мотивации в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни, ожиданием старости и сопротивлением ее наступлению.
Цикл старения состоит из трех стадий:
1) «удаления от дел» («отставки», 65-70 лет);
2) старости (70 и более лет);
3) последней стадии дряхлости, болезненной старости и смерти (максимум — около 110 лет в условиях Англии и Западной Европы).
Первая из этих стадий характеризуется повышением впечатлительности (восприимчивости) к нарушениям жизненного стереотипа, увеличивающейся потребностью в коммуникации, обострением чувства родства и привязанностей к близким людям; освобождением от служебной роли и общественных дел или продолжением некоторого рода деятельности с целью поддержания авторитета и власти; адаптацией к новым условиям жизни без постоянных и напряженных занятий; ухудшением физического и умственного состояния.
Старость: полная незанятость в обществе, отсутствие каких-либо ролей, кроме семейных, растущая социальная изоляция, постепенное сокращение круга близких людей, особенно из среды сверстников, физическая и умственная недостаточность.
Последняя стадия — одряхление, болезненная старость — характеризуется нарастанием явлений сенильности в поведении и психической сфере, окончательным нарушением биологических функций, хроническими болезненными состояниями, смертью.
Классификация возрастов по психофизиологическим характеристикам развития включает, таким образом, следующую цепь фазных преобразований жизненного цикла человека: младенчество, раннее детство, детство, отрочество, юность, молодость, средний возраст, пожилой, старый, престарелый (дряхлость). Выделение отрочества и молодости как особых периодов, разделенных периодом юности, диктуется наличием новых для развития психофизиологических характеристик.
Периодизация детства В.В. Зеньковского основана на философском осмыслении совокупности различных признаков возраста (психологических, связанных с социализацией и пр.). Автор выделил три периода: детство, отрочество и юность, а детство, в свою очередь разделил на раннее и второе.
Если в «раннем» детстве (после 1 года до 5-6,5 лет) — метафизике детства — закладываются основы личное и существует изначальное неразличение субъективного и объективного мира, то во «втором» детстве происходит строгое разделение мира внутреннего и мира внешнего. Отрочество связано с сексуальным созреванием и с поворотом внимания подростка к внутреннему миру. В юности формируется основа для правильного соотношения внутреннего и внешнего мира. Таким образом, детство — тезис, отрочество — антитезис, а юность — синтез.
Л.С. Выготский считал, что возрастную периодизацию человек" нужно рассматривать в контексте его культурно-исторической принадлежности.
По его мнению, развитие ребенка складывается из стабильных критических периодов. Основными принципами деления детского развития на отдельные возрасты являются новообразования, критические возрасты и др. Возрастная периодизация, по Выготскому, представлена следующим образом: кризис новорожденности; младенческий возраст (2 месяца — 1 год); кризис 1 года; раннее детство; кризис 3 лет; дошкольный возраст (3-7 лет); кризис 7 лет; школьный возраст; кризис 13 лет; пубертатный возраст (14-18 лет); кризис 17 лет.
Концепция Выготского стала основой ряда идей, в которых дея-тельность является базисом самостоятельного направления. Таким образом, возникла теория деятельности (А.Н. Леонтьев и др.), которую в настоящее время разрабатывают многие авторы.
Возрастная периодизация в рамках деятельностного подхода Д. Б. Эльконина выражается в закономерной смене и доминированиидвух сфер деятельности в период между рождением и юношеским возрастом: мотивационно-потребностной и когнитивных функций, а, также операционно-технических возможностей.
Он выделил периоды: от 0 до 1 года — непосредственно-эмоционального общения младенца со взрослыми; от 1 до 3 лет — предметно-манипулятивной деятельности, когда ребенок усваивает способы действия с предметами; 3-5 лет — сюжетно-ролевой игры, характерной для дошкольников; 7-11 лет — учебной деятельности младших школьников; 11-13 лет — общественно полезной деятельности подростков; 13/14-16/17 лет — юношеского возраста, для которого характерна профессионально-учебная деятельность. Таким образом, каждый возраст имеет свою социальную ситуацию развития, ведущую деятельность.
А.В. Запорожец особое значение в развитии также придавал ведущей деятельности, в которой реализуются типичные для данной ступени развития отношения ребенка с людьми и предметной деятельностью: младенческий возраст (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольный возраст (3-7 лет), младший школьный возраст (7-12 лет), подростковый возраст (11-15 лет), ранний юношеский возраст (14-18 лет). При этом Запорожец указывал, что такая периодизация возраста лишена подлинно научных обоснований, поскольку носит эмпирический, а не концептуальный характер. Таким образом, в работах, отражающих деятельностный принцип, особенности био-логического развития не раскрыты.
Возрастная периодизация, согласно А.В. Петровскому, соотносится с развитием личности. В самом общем виде развитие личности человека можно представить как процесс вхождения в новую социальную среду, интеграции в ней. Личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза.
С учетом этого Петровский выделил следующие возрастные этапы функционирования личности: ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3 года), детсадовское детство (3—7 лет), младший школьный возраст (7-11 лет), средний школьный возраст (11-15 лет), старший школьный возраст (15-18 лет). Автор придерживается той точки зрения, что единство представлений о становлении личности и принципиальное сходство вариантов социальной ситуации развития в конкретной культуре определяют типичные психологические особенности детей, подростков или юношей в рамках школьного возраста, т.е. как своеобразные нормативы.
Критические периоды детства, принятые в современной науке, оцениваются авторами по-разному:
а) как показатель отражения адаптации организма в период созревания (имеется в виду пубертатный криз), например представление Э. Эриксона о «нормальном кризисе»;
6) как «болезнь» развития, уклонение от нормы (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Г.Е. Сухарева, П. К. Ушаков, В.В. Ковалев, И.Ю. Кулагина и др.);
в) как необязательный симптом перехода от одного стабильного возраста к другому (А.Н. Леонтьев).
Основными проявлениями любого критического периода являются признаки, противоположные признакам устойчивых, или стабильных, возрастных периодов, а именно: трудновоспитуемость, сензитивность (легкая ранимость, уязвимость), неуравновешенность. При этом есть и признаки, свидетельствующие о сочетании созидания и разрушения, т.е. возможно сосуществование и положительных, и отрицательных черт (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, К.Н. Поливанова).
Трудновоспитуемость, принимающая различные, подчас уродливые формы, — одно из важнейших следствий кризовых периодов. Дети начинают хуже учиться, у них пропадает интерес к занятиям, возможны конфликты с окружающими. Как говорят, ребенок становится «проблемным». Именно эта важная особенность кризовых периодов привлекает внимание педагогов, психологов и психиатров и требует особого отношения.
Кроме трудновоспитуемости о кризисе может свидетельствовать так называемая легковоспитуемость (К.Н. Поливанова), хотя подобная «легковоспитуемость» имеет значение только в том случае, если она отражает «изменение поведения, его новые формы, непривычные реакции на воспитательные воздействия» (К.Н. Поливанова).
Наличие признаков, свидетельствующих о сочетаниях проявления созидания и разрушения, выражается (по Л.С. Выготскому) в смене старой ситуации развития новой. Так, в переходном периоде у подростков имеет место отчетливый процесс отмирания детских интересов и формирования новых. Поскольку вся жизнь человека — череда интервалов, где происходит смена одной ситуации на другую, в каждом конкретном случае необходимо четко представлять, о каком этап развития идет речь и как изменяются интересы (и как следствие — поведение) ребенка.
Различные признаки кризиса обусловлены влиянием ряда факторов, причем определить, какой важнее, трудно, а иногда просто невозможно. Такими факторами являются биологическая перестройка организма, процесс социализации и другие, например болезнь. Преодоление кризиса означает продвижение развития вперед, на более высокий уровень в следующий биологический и психологический возраст.
Для обозначения психических возрастных феноменов в специальной литературе используются разные термины: новообразование, возрастные функции и др. Л.С. Выготский предложил использовать термин новообразование, которое представляет собой «новый, тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». По его мнению, новообразования можно использовать в качестве критерия деления развития на от-дельные возрасты.
Особенности течения I возрастного криза (2-4 года). Выготский различает пять основных психологических признаков I возрастного криза: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и ревнивое отношение к другим детям.
Негативизм — такое поведение, при котором ребенок не хочет что-то сделать только потому, что это предложил взрослый, т.е. это реакция ребенка не на содержание сделанного предложения, а на само предложение. Как считает Выготский, «негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию».
Упрямство — такое поведение ребенка, при котором он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он потребовал (Л.С. Выготский).
Строптивость, в отличие от негативизма, безлична и скорее направлена против норм воспитания; отличается тенденциозностью.
Своеволие, отражающее тенденцию к самостоятельности, — еще один кризовый признак. Важно его своевременное установление, так как отсутствие самостоятельности типично для инфантилизма.
Особенности течения II возрастного (детского) криза. II возрастной (детский) криз (6-7 лет) — период рождения социального «Я» (Л.И. Божович) — совпадает по времени с началом обучения в школе. С утратой интереса к игре как деятельности у ребенка в этом возрасте начинает формироваться новая деятельность — учебная.
Важнейшим показателем этого кризового периода является готовность или неготовность ребенка к школе, поскольку именно к этому возрасту относится формирование биологической основы такой готовности, а именно: созревание наиболее сложных лобных областей (А. Р. Лурия) и усиление процессов торможения коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями (Н.Й. Красногорский).
Особенности течения пубертатного криза. Пубертатный период при-ходится на возраст 11-20 лет и характеризуется бурными морфофункциональными перестройками, особенно выраженными в половой сфере (начало функционирования половых желез). Отчетливые психологические особенности подростков нередко называют «подростковым комплексом».
В настоящее время общепризнано, что пубертатный криз по своей структуре неоднороден (Ш. Бюлер, О. Кро, М. Трамер, Л.С. Выготский, А. Е. Личко, Э. Кречмер и др.). Существуют различные градации пубертатного возраста. Обычно выделяют две фазы этого периода (Ш. Бюлер, М. Трамер и др.): негативную (11-15 лет) и позитивную (16-20 лет), которые имеют и общие, и отличительные признаки. Кроме того, выделяется так называемая III фаза (постпубертатная — Е. Е. Сухарева), которая практически лишена общих черт критического периода и трактуется как стабильный возраст (посткритическая фаза — Л.С. Выготский).
Общие черты пубертатного кризового периода условно объединены в пять групп признаков:
а) отчетливо выраженная аффективная неустойчивость, определяющая все поведение подростков, — «пубертатная лабильность настроения» (М. Трамер);
б) противоречивость отдельных сторон психического склада подростков;
в) обращенность психической деятельности к внешнему миру, стремление к расширению контактов (Л.И. Божович и др.);
г) признаки созревания влечений;
д) разнообразные нарушения поведения (девиантное поведение) в виде антидисциплинарного, антисоциального, делинквентного (противоправного) и аутоагрессивного (А.Г. Амбрумова, ЛЯ. Жезлова, В.В. Ковалев и др.) поведения. Это констатируют как ту или иную степень нарушения социальной адаптации.
Наряду с общими признаками каждой фазе пубертатного кризиса свойственны свои, особенные черты. Негативная фаза (фаза отрица-ния — В.Е. Смирнов; негативистическая — В. Вилингер; протеста, против отцов — Э. Кречмер, Г. Ниссен) отличается преобладание неустойчивого настроения, повышенной возбудимостью, стремлением к самостоятельности, протестом против старших (А. Валлон и др.). Позитивная фаза (философская — М. Трамер; ведущего интеллектуального возбуждения — В.Е. Смирнов) характеризуется выраженным стремлением к творчеству, ростом самосознания, превращением влечений в интересы (Л.С. Выготский).
Л.И. Божович, изучая возрастные особенности развития личности вместе со своими сотрудниками пришла к выводу, что формирование личности ребенка определяется соотношением того места, которое занимает в системе доступных ему человеческих отношений (следовательно, и соответствующих требований к нему), и тех психологических особенностей, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта.
Именно из этого соотношения возникает та внутренняя позиция ребенка, т.е. та система потребностей и стремлений (субъективно представленных в соответствующих переживаниях), которая, преломляя и опосредуя воздействия среды, становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств. Божович считала, что эти положения имеют силу не только для понимания условий формирования индивидуальных особенностей личности ребенка, но и для понимания движущих сил возрастного развития детей и причин, обусловливающих типичные особенности их возрастного психологического облика.
Таким образом, развитие человека обусловлено (детерминировано):
Внутренними противоречиями и психофизиологическими особенностями;
Социальной ситуацией развития;
Типом ведущей деятельности;
Мерой его собственной активности в процессе становления и совершенствования личности;
Половозрастными и индивидуальными особенностями.
Процесс возрастного развития человека связан с сензитивными периодами — периодами онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бываем особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды; периодами оптимального сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов. На-ступление сензитивного периода определяется функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций. Например: 1,5-3 года — речь; 3-6 лет — восприятие, мышление, воображение и др.; 5-6 лет — координация движений (балет, фигурное катание и т.п.), чтение и т.д.
Обучение оказывает наибольшее влияние на те психические функции, которые только начинают развиваться, но преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным, что в целом неблагоприятно сказывается на развитии психики. Ряд ученых считают, что неиспользованные возможности, заложенные в организме, довольно быстро угасают. Так, например, известны случаи, когда дети, попавшие к животным и оставшиеся живыми, будучи возвращенными в человеческое общество, практически не восстановились как представители человеческого рода, так как оказывались безвозвратно упущенными те возможности, которые были в соответствующих сензитивных периодах их развития.
Всякая возрастная периодизация достаточно условна (растущий организм развивается индивидуально, проходит свой неповторимый путь), но она необходима для комплексного анализа меняющихся в процессе онтогенеза свойств организма, для разработки научно обоснованной системы охраны психического и физического здоровья, для создания адекватных каждой возрастной ступени приемов и методов обучения и воспитания, оптимального развития физических и психических возможностей.
Еще в прошлом столетии женщина 30 лет считалась пожилой. При поступлении в родильное отделение будущую маму относили в категорию старородящих и одаривали неодобрительными взглядами. В наши дни ситуация в корне изменилась. Сейчас 40-летняя беременная женщина мало кого удивляет. Это обусловлено увеличением продолжительности жизни человека и другими критериями.
Тенденция заставила мировое сообщество пересмотреть существующие возрастные границы. В частности, изменилась классификация возрастов ВОЗ.
Классификация ВОЗ
Согласно имеющимся данным, Всемирная Организация Здравоохранения делит людей на следующие группы и категории:
При составлении таблицы медики руководствовались улучшением здоровья и внешнего вида человека, повышением способности к деторождению, сохранением работоспособности на протяжении многих лет и прочими факторами.
Градация отдаленно напоминает разделение на определенные группы и периоды жизни, существовавшее в Древнем Риме. Во времена Гиппократа возраст до 14 лет – считался юностью, 15-42 лет зрелостью, 43-63 года старостью, свыше этого – долголетием.
Изменение периодизации, по мнению ученых, обусловлено повышением интеллектуального уровня человечества. Благодаря этому организм самостоятельно тормозит процесс старения, отодвигая увядание и неизбежный конец. Пик интеллектуального развития современного человека приходится на 42-45 лет. Это обеспечивает мудрость и, как следствие, высокую приспосабливаемость.
Согласно статистическим данным, с годами численность населения, чей возраст составляет 60-90 лет, увеличивается в 4-5 раз быстрее, нежели общие показатели.
Этим и другими критериями обусловлено постепенное повышение пенсионного возраста в ряде стран мира.
Влияние возраста на человека
Однако возрастная классификация Всемирной организации Здравоохранения не в силах изменить сознание человека. В отдаленных населенных пунктах люди до сих пор 45 и более лет считают практически предпенсионным возрастом.
Женщины, преодолевшие сорокалетний порог, готовы махнуть на себя рукой. Многие возрастные дамы злоупотребляют алкоголем и курением, перестают ухаживать за собой. В результате женщина теряет привлекательность, быстро стареет. Впоследствии возникают психологические проблемы, усугубляющие ситуацию. Если женщина или мужчина чувствуют себя действительно старыми, то тут уж никакие корректировки в классификации возраста человека по ВОЗ не в состоянии изменить ситуацию.
В данном случае пациент нуждается в качественной своевременной помощи профессионального психолога. Специалисты рекомендуют пересмотреть жизнь и найти в ней новый смысл. Это может быть хобби, работа, забота о близких, путешествия. Смена обстановки, положительные эмоции, здоровый образ способствуют улучшению эмоционального состояния и, как следствие, увеличению продолжительности жизни.
Что касается мужской части населения, она также подвержена депрессивным состояниям. В результате представители сильной половины человечества в среднем возрасте рушат семьи, создавая новые с молодыми девушками. По мнению психологов, таким образом мужчины пытаются удержать уходящие годы.
Сейчас кризис среднего возраста в среднем наступает около 50 лет, возрастая из года в год. Несколько десятилетий назад его пик приходился на 35 лет.
Стоит заметить, что на психоэмоциональное состояние влияет страна проживания, экономическая и экологическая ситуация, менталитет и прочие факторы.
Согласно проведенным ранее исследованиям, реальная возрастная градация и периодизация – иная. Жители европейских стран считают окончание молодости в 50 лет +/-2 года. В азиатских странах многие 55-летние ощущают себя молодыми и не готовы уходить на покой. Это же касается жителей ряда штатов Америки.
Классификация возрастов, принятая Всемирной организацией здравоохранения, это обобщенные показатели, меняющиеся с определенным промежутком. На их основании можно подготовить организм к последующим старческим изменениям, вовремя переориентироваться, найти хобби и т.д.
В каждом случае при градации стоит учитывать индивидуальные особенности человека. Современное медицинское оборудование и технологии дают возможность поддерживать организм в хорошей форме на протяжении долгих лет.
Возрастные периоды - это те или иные сроки, временные промежутки, которые необходимы для завершения определенного этапа морфологического и функционального развития отдельных тканей, органов, систем организма и всего организма в целом.
Выделение возрастных периодов носит достаточно условный характер, а представление о возрастных периодах относительно. Но для практических целей такое деление необходимо. Критерии, по которым определяются те или иные этапы жизни, те или иные возрастные периоды человека, их продолжительность, зависят от ряда факторов. Это, в первую очередь, биологические особенности организма, во-вторых, социальные факторы (условия среды обитания, уровень жизни), в-третьих, уровень научных знаний и состояние здравоохранения. Имеют значение и другие факторы, влияющие как на состояние здоровья человека, так и на его мировоззрение.
На протяжении жизненного цикла человека - от зачатия до смерти - выделяют три основных периода:
Период роста и развития, становления функциональных систем, продолжающийся до возраста морфологической, половой, психологической зрелости;
Период относительной стабильности, зрелости функциональных систем организма;
Период угасания, ослабления и деструкции функциональных систем во время старения организма, который наступает после прекращения репродуктивной функции.
Границы между теми или иными возрастными периодами не всегда можно четко установить, особенно у взрослого человека. Деление на возрастные периоды наиболее детально разработано для детства, и оно отражает, прежде всего, этапы созревания нервной системы, внутренних органов, жевательного аппарата, становление высшей нервной деятельности. Это объясняется тем, что именно в детстве качественно новые изменения протекают динамичнее, быстрее. Для периода детства характерен непрерывный процесс роста и развития, когда органы и функциональные системы ребенка изменяются в соответствии с известными возрастными границами.
Периоду детского возраста предшествует период внутриутробного развития, в котором можно выделить стадии (или периоды) эмбрионального (первые 2 лунных месяца) и плацентарного (с 3-го по 10-й лунный месяц) развития.
Таким образом, в детском возрасте выделяют:
А. Внутриутробный этап:
1) стадия эмбрионального развития (первые 2 лунных месяца);
2) стадия плацентарного развития (с 3-го по 10-й лунный месяц).
Б. Внеутробный этап:
1) период новорожденности (до 4 недель);
2) период грудного возраста (с 4 недель до 12 месяцев);
3) преддошкольный, или старший ясельный, период (от 1 года до 3 лет);
4) дошкольный период (с 3 до 6-7 лет);
5) младший школьный период (с 6-7 до 11 -12 лет);
6) старший школьный, или подростковый, период (с 12 до 16-18 лет). Такое детальное и точное разграничение невозможно осуществить ни
в какой другой возрастной период.
Тем не менее, в жизни взрослого человека также можно выделить определенные этапы, или возрастные периоды.
В настоящее время выделяют следующие периоды в жизни взрослого человека:
1) юношеский возраст (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 до 21 года у мужчин);
2) зрелый возраст (от 20 до 55 лет у женщин, от 21 до 60 лет у мужчин). Он, в свою очередь, подразделяется на два подпериода:
а) от 20 до 35 лет у женщин, от 21 до 35 лет у мужчин;
б) от 35 до 55 лет у женщин, от 35 до 60 лет у мужчин.
Некоторые исследователи выделяют в зрелом возрасте следующие группы:
а) молодой возраст - до 45 лет;
б) средний возраст - 45-60 лет.
На границе зрелого и пожилого возраста ввиду важности происходящих в организме процессов выделяют особый возрастной промежуток - климактерический период (от 45 до 60 лет у женщин, от 50 до 60 лет у мужчин);
3) пожилой возраст (от 55 до 75 лет у женщин, от 60 до 75 лет у мужчин);
4) старческий возраст (от 75 до 90 лет);
5) позднестарческий, или макробиотический (после 90 лет; таких людей называют долгожителями).
В этапах жизни человека можно выделить несколько наиболее важных, критических периодов, так называемых «горячих точек» возрастной биографии, которые характеризуются более значительными физиологическими, психологическими и морфологическими изменениями, требующими повышенного внимания как со стороны медицинского персонала, так и самого человека и его ближайшего окружения. К таким периодам относятся, прежде всего, период новорожденности, период полового созревания (пубертатный), климактерический и период пожилого и старческого возраста.
Такие критические периоды есть и в зрелом возрасте и связаны они как с физиологическими, так и в большей степени с психологическими и социальными особенностями того или иного периода жизни. Это третья «горячая точка» возрастной биографии человека (первая - период новорожденности, вторая - пубертатный возраст), приходящаяся на период от 20 до 25 лет (с возможными колебаниями в зависимости от этнических, культурных особенностей тех или иных групп в пределах четырех лет). Этот период в целом совпадает и для мужчин, и для женщин. Следующие «горячие точки» жизненных этапов мужчины и женщины по возрасту не совпадают. Для женщин это возраст около 30 лет, для мужчин - около 40.
В каждом возрастном периоде имеются свои характерные особенности, касающиеся как всех органов и систем (табл. 1.3), так и психической и интеллектуальной сфер.
Параметры | Система анализаторов | Движения | Адаптационные возможности | Психическая деятельность | Способность к самостоятельному удовлетворению потребностей | Половая функция |
Пожилой и старческий возраст | Снижение зрения и слуха, развитие старческой дальнозоркости и тугоухости; снижение вкусового восприятия | Ограничение подвижности суставов, походка медленная, неуверенная, движения теряют плавность | Снижаются в процессе старения | Лабильная, с преобладанием процессов торможения, психическая активность снижается | Ограниченная, во многом зависит от состояния здоровья | Сексуальная активность, потенция, эякуляторные возможности снижаются; медленнее наступает половое возбуждение, уменьшается увлажнение влагалища |
Зрелый возраст | Острота зрения 1,0 с расстояния 5 метров, шепотная речь - 6 метров; вкусовое восприятие - индивидуально | Точные, координированные в полном объеме, плавные | Достаточно высокие, устойчивые | Стабильная, в большой степени зависит от типа высшей нервной деятельности | Полная возможность самостоятельного удовлетворения потребностей | Гиперсексуальность в подростковом и юношеском периоде, индивидуальная стабильная в последующем |
Период роста | Дальнозоркость в периоде новорожденности сменяется нормальным зрением, слух острый; постоянное развитие вкусовых ощущений | Некоординированные в раннем периоде, более точные - в последующих | Невысокие в раннем периоде, повышаются в процессе роста | Зависит от стадии развития: лабильная, ранимая в критические периоды, стабильная в периоды равновесия | Полная зависимость от окружающих в раннем возрасте, ограниченная - в дошкольном, полная самостоятельность - в старших возрастных периодах | Неразвита в ранних периодах, появление полового влечения в подростковом периоде |
Таблица 1.3 Возрастные особенности здорового человека