Население советского союза в 1937 году. Население ссср по годам: переписи населения и демографические процессы
Согласно официальным источникам информации, население СССР постоянно увеличивалось, рождаемость росла, а смертность падала. Такой себе демографический рай в отдельно взятой стране. Но, на самом деле, все было не так просто.
Переписи населения в СССР и исходные демографические данные
В советское время было проведено семь всесоюзных переписей, охвативших все население государства. Перепись 1939 года - «лишняя», она проводилась вместо переписи 1937-го, результаты которой были признаны неверными, так как учитывалось лишь наличное население (число людей, которые на день учета находятся в определенном населенном пункте). В среднем учет населения республик Советского Союза проводился каждые десять лет.
Согласно всеобщей переписи, проводившейся еще в 1897 году в тогда еще Российской Империи, население равнялось 129,2 млн человек. Учитывались только мужчины, представители податных сословий, так что количество лиц неподатных сословий и женского пола неизвестно. Более того, какое-то количество лиц податных сословий укрывалось с целью избежать переписи, так что данные занижены.
Перепись населения Советского Союза 1926 г.
В СССР численность населения впервые определили в 1926 году. До этого хорошо налаженной системы государственной демографической статистики в России вообще не было. Какая-то информация, конечно, собиралась и обрабатывалась, но не повсеместно, да и по крупицам. Перепись 1926 года стала одной из лучших в СССР. Все данные открыто публиковались, анализировались, разрабатывались прогнозы, проводились исследования.
Подотчетная численность населения СССР на 1926 год составляла 147 миллионов. Большинство составляли сельские жители (120,7 миллиона). В городах проживало около 18 % граждан, или 26,3 миллиона человек. Безграмотность составила более 56 % среди лиц в возрасте 9-49 лет. Безработных было менее одного миллиона человек. Для сравнения: в современной России с населением 144 миллиона человек (из них экономически активными являются 77 млн) официально безработными числятся 4 млн, а не имеют официального трудоустройства почти 19,5 млн.
Большинство населения СССР (по годам и статистике можно наблюдать демографические процессы, о некоторых из которых будет подробно рассказано далее) составляли русские - практически 77,8 млн человек. Далее: украинцы - 29,2 млн, белорусы - 47,4 млн, грузины - 18,2 млн, армяне - 15,7 млн. Также были в СССР тюрки, узбеки, туркмены, казахи, киргизы, татары, чуваши, башкиры, якуты, таджики, осетины и представители многих других народностей. Одним слово, действительно многонациональное государство.
Динамика численности населения СССР по годам
Можно сказать, что общая численность населения Союза росла год от года. Наблюдался положительный тренд, который, согласно статистическим данным, омрачила только Вторая мировая война. Так, численность населения СССР в 1941 году составляла 194 миллиона человек, а в 1950-м - 179 млн. Но все ли так радужно на самом деле? В действительности демографическая информация (в том числе численность населения СССР в 1941 и предшествующих годах) засекречивалась, дело доходило даже до фальсификации. В результате этого в 1952 году, после смерти вождя, демографическая статистика и демография представляли собой в буквальном смысле выжженную пустыню.
Но об этом позже. Пока пронаблюдаем общие демографические тенденции в Стране Советов. Вот как изменялось население СССР по годам:
- 1926 год - 147 млн человек.
- 1937 год - перепись была объявлена «вредительской», результаты изъяли и засекретили, а работников, которые проводили учет, арестовали.
- 1939 год - 170,6 млн.
- 1959 год - 208,8 млн.
- 1970 год - 241,7 млн.
- 1979 год - 262,4 млн.
- 1989 год - 286,7 млн.
Эта информация вряд ли позволит определить демографические процессы, но есть и промежуточные итоги, исследования, данные учета. В любом случае численность населения СССР по годам - это интересное поле для исследования.
Засекречивание демографических данных с начала 30-х годов
Засекречивание демографической информации шло уже с начала тридцатых годов. Были ликвидированы демографические институты, исчезли публикации, на самих демографов обрушились репрессии. В те годы не была известна даже общая численность населения СССР. 1926 был последним годом, когда статистика собиралась более или менее четко. Результаты 1937 года не устроили руководство страны, а вот итоги 1939-го, по-видимому, оказались более благоприятными. Только через шесть лет после смерти Сталина и через 20 лет после переписи 1926-го был проведен новый учет, согласно этим данным, можно судить об итогах сталинского правления.
Снижение рождаемости в СССР времен Сталина и запрет абортов
В начале ХХ века в России была действительно высокая рождаемость, но уже к середине 1920-х годов она сократилась очень значительно. Еще более ускорились темпы снижения рождаемость после 1929 года. Максимальная глубина падения была достигнута в 1934-м. Чтобы нормализовать показатели, Сталин запретил аборты. Годы, следовавшие за этим, отмечены некоторым подъемом рождаемости, но незначительным и кратковременным. Затем - война и новое падение.
Согласно официальным оценкам, численность населения СССР по годам росла за счет падения смертности и повышения рождаемости. С рождаемостью уже понятно, что все было совсем не так. А вот что касается смертности, к 1935 году она сократилась на 44 % по сравнению с 1913-м. Но немало лет должно было пройти, чтобы исследователи добрались до реальных данных. На самом деле коэффициент смертности в 1930 г. составлял не декларируемые 16 промилле, а около 21.
Основные причины демографических катастроф
Современные исследователи выделяют несколько демографических катастроф, которые настигли СССР. Конечно, одной из них была Вторая мировая война, потери в которой, по словам Сталина, составили «около семи миллионов». Сейчас же считается, что погибло в боях и сражениях примерно 27 миллионов, а это составляло около 14 % населения. Другими демографическими катастрофами стали политические репрессии и голод.
Некоторые события демографической политики в СССР
В 1956 году аборты вновь разрешили, в 1969-м принят новый Кодекс законов о семье, а в 1981 году установлены новые пособия по уходу за ребенком. В стране с 1985 по 1987 гг. проводилась антиалкогольная кампания, которая несколько способствовала улучшению ситуации с народонаселением. А вот в девяностых ввиду глубочайшего экономического кризиса какие-то действия в области демографии вообще практически не предпринимались. Население СССР в 1991 году составляло 290 миллионов человек.
В.Б. Жиромскаядоктор исторических наук, Институт российской истории РАН,
ведущий научный сотрудник
"Исторический вестник", №5 (1, 2000 г.), сайт Воронежской епархии, ноябрь 2000 г.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ НАРОДА В 1937 ГОДУ
(По материалам Всесоюзной переписи населения)
В истории христианства особая незабываемая страница принадлежит "опальной" переписи населения 1937 г. Чудом сохранились и дошли до нас ее материалы об отношении населения Советского Союза, в частности России, к религии. Эти материалы так же уникальны, как уникален и вопрос переписного листа о религиозных или атеистических убеждениях респондента. Согласно традициям мировой и российской статистики, такого рода вопрос считался некорректным, поскольку задевал глубоко жизненные интересы людей, а потому таил в себе возможность ложного ответа.
В первой переписи России 1897 г. ставился вопрос о вероисповедании, которое определялось либо по родителям, либо по этническому признаку. В переписи же 1937 г. респонденты должны были сначала определить свое отношение к религии, а затем верующие - назвать сами свое вероисповедание. Вопрос о религии был введен в переписной лист лично Сталиным, который редактировал последний вариант анкеты в канун переписи. Никто из статистиков не рискнул ему возразить. Опрашивалось население в возрасте 16 лет и старше. Какими соображениями руководствовался Сталин, когда ставил этот вопрос, мы знать не можем, но в массовой широкой печати был заведомо разрекламирован тезис о "сплошном атеизме населения", который должна была подтвердить перепись. Однако такого рода ожидания не оправдались.
Перепись состоялась в ночь с 5 на 6 января и была доброжелательно встречена населением, люди охотно отвечали на все вопросы. Исключением был вопрос о религии. Во многих районах, особенно в сельской местности, он вызвал переполох. Нетрудно понять причины этого, если вспомнить обстановку тех лет в стране (насильственные переселения раскулаченных, нараставшую волну репрессий и т.д.), а также официальное отношение к религиозным убеждениям как "пережитку прошлого в сознании отсталых людей". Респонденты были поставлены в сложное положение. С одной стороны, они боялись за себя и за своих родных и близких, а с другой - "кары Божией" за отречение от Веры.
Во многих районах начали распространяться всякого рода тревожные слухи, а с мест понеслись донесения особой секретности из местных органов учета и статистики в ЦК ВКП(б) и правительство. До нас дошли такого рода донесения из Свердловской области, Белоруссии, а также, что особенно важно, обобщающая записка начальника Центрального управления народнохозяйственного учета СССР И.А.Краваля в ЦК ВКП(б) по донесениям из всех районов страны в целом.
Судя по этим материалам, распространявшиеся тогда слухи были типичными для того времени. Например, самым массовым было опасение, что верующих "будут ссылать, а их детей выгонят из школы"1 (Красноярский край), что на верующих "будут смотреть как на кулаков"2 (Московская область), верующих "будут лишать продовольствия и вышлют"3 (БССР, Орша, Богушевск) и т.д. Боялись, что с верующих будут брать "особые налоги" (Московская область), "выбросят из колхоза", "снимут со снабжения в кооперации"4 (Киевская обл. Украины). Распространился даже зловещий слух о предстоящей с 5 на 6 января "варфоломеевской ночи"5 (Свердловская область). В связи с этим появились и "агитаторы" из верующих, которые ходили из села в село и советовали ответов на этот вопрос не давать. Такие агитаторы были замечены в Татарии, Сталинградской области, Узбекской ССР, Западно-Сибирском крае и в других районах страны6.
Сектанты (евангелисты и баптисты) давали обет на вопрос о религии не отвечать. Одни из них демонстративно закладывали платок в рот и молчали, другие - скрылись в лесу (Свердловская область, Западно-Сибирский край и т. д.). Некоторых из них переписчикам удалось вернуть из лесов и уговорить ответить на вопросы.
Но были и другого рода слухи. В связи с принятием Конституции СССР в 1936 г., по которой священники получили право голоса, верующие надеялись, что если они не будут скрывать своих убеждений, то правительство вынуждено будет открыть закрытые церкви и вернуть сосланных священников. "Пишитесь верующими, тогда откроют церкви",7 - передавали из уст в уста крестьяне в Сталинградской области. Некоторые из них отстаивали свое право на совершение религиозных обрядов, "приходили к председателю РИК и спрашивали, когда освободят церковь от клуба"8. Надеялись в этом случае даже на помощь международных организаций: "Перепись пойдет на рассмотрение Лиги наций, а Лига наций спросит у т. Литвинова, почему мы закрыли церкви, когда у нас много верующих" (Милославицкий сельсовет, Климовический район БССР)9.
Как сказано в документах, многие священники с церковного амвона призывали верующих ответить откровенно на вопрос о религии, так как тоже надеялись на открытие церквей10. Их призывы были расценены местными органами власти как "провокационные", "направленные на срыв переписи". В тех случаях, когда священники занимались такой "агитацией" не в церкви, а ходили по домам, с ними разбирались "соответствующие органы"11.
Не обошлось и без конъюнктурных соображений со стороны населения: лучше записаться неверующим, тогда в кооперативах больше товаров дадут; или надо записываться верующими, так как в случае войны и победы гитлеровской Германии неверующих расстреляют (западные области УССР, БССР)12.
Оказавшись в столь сложной ситуации, верующие повели себя по-разному. Однако большая часть их не стала скрывать своих убеждений. Счетчики приводят типичные ответы в Пермском районе: "Сколько нас не спрашивай о религии, нас не убедишь, пиши верующий", или: "Хоть и говорят, что всех верующих будут увольнять со стройки, но пиши нас верующими"13. Замечен случай, когда все семь женщин, проживавших в одной комнате общежития фабрики "Промодежда" (г. Пермь), записались верующими14. Такой же случай отмечен и в общежитии УВС, где двенадцать женщин в возрасте от 17 до 29 лет заявили о том, что они верующие15. В отдельных районах в верующие записывались целыми колхозами. Под влиянием слухов и страхов в некоторых случаях люди "переписывали" себя верующими или неверующими по нескольку раз. Однако таких случаев было замечено мало. Больше было людей, которые столкнулись с необходимостью определиться впервые. Типичен, например, следующий ответ: "Кто его знает, верую я или нет - не знаю, но в душе что-то есть, что свыше нас, чего-то есть, какая-то сила; хотя я Богу не молюсь давно, а все же пиши верующий"16. Другие решали этот вопрос совсем иначе: "...Раз работаю на стройке, то, значит, неверующий"17.
При анализе данных переписи необходимо учитывать, что принцип самоопределения не всегда срабатывал. В донесениях отмечалось, что "члены семьи, безусловно, оказывали влияние на колеблющиеся, нестойкие элементы в вопросе о религии"18. Этот вопрос часто вызывал серьезные семейные конфликты. В одном случае жена заявила, что уйдет от мужа, если он запишется неверующим, в другом - дочь ругала отца за то, что он записался верующим, в третьем - мать заявила, что проклянет сына, если тот запишется неверующим19. Не обошлось без семейных драк и побоев. В этой ситуации не все настаивали на своих убеждениях, некоторые предпочли ответа не давать.
Как бы то ни было, но 80 % опрошенного населения ответили на вопрос о религии20. Лишь 1 млн человек предпочли отмолчаться, ссылаясь на то, что "ответственны только перед Богом" или что "Богу известно, верующий я или нет". Значительную часть отказавшихся от ответа составляли раскольники-старообрядцы и сектанты.
По данным переписи, в СССР верующих среди лиц в возрасте 16 лет и старше оказалось больше, чем неверующих: 55,3 млн против 42,2 млн, или 56,7% против 43,3 % от всех выразивших свое отношение к религии21. В действительности верующих было, конечно, еще больше. Часть ответов могла быть неискренной. Кроме того, с большей долей вероятности можно предположить, что в основном не ответившие на вопрос о религии были верующими.
Перепись сохранила для нас ценные сведения о половом и возрастном составе верующих разных вероисповеданий. Женщин, признавших себя верующими, было больше, чем мужчин: 64 % против 36 % (от всех верующих)22.
Рассмотрим возрастной состав верующих23. Самыми большими возрастными группами среди верующих грамотных и неграмотных были группы мужчин и женщин в возрасте 20-29 и 30-39 лет. На группы лиц старше 50 лет приходился незначительный процент верующих среди грамотных и незначительно больший среди неграмотных. Среди верующих было почти 34 % лиц 20-29-летнего возраста и более 44 % - 30-39-летнего возраста. Лиц пожилого возраста, старше 50 лет, было около 12 %. В последнем случае сказывается, безусловно, малочисленность пожилых в возрастной структуре населения. Однако и с учетом этого нельзя не признать, что мнение о том, что верующие - это люди исключительно пожилого возраста, не соответствовало действительности.
Другим распространенным стереотипом в пропагандистской литературе тех лет было представление о том, что основную массу верующих составляли женщины пожилого возраста, причем неграмотные. Данные переписи свидетельствовали о другом. Среди всех верующих грамотных мужчин в возрасте 16-49 лет было более 75 %, а женщин этого возраста - 88 %. Следовательно, среди верующих значительную часть составляли мужчины и женщины молодого и зрелого возраста, обученные грамоте.
В 30-е гг. бытовало и еще одно мнение о том, что ликвидация неграмотности населения автоматически решает проблему перехода его на позиции атеизма. Из данных, приведенных выше, видно, что и оно оказалось ложным, хотя совсем отрицать влияние приобщения к грамоте на людей с неустойчивым, формально-традиционным отношением к религии было бы неверно.
Среди грамотных верующих мужчин в возрасте до 30 лет было 32,6 %, а среди грамотных женщин этого возраста - 48,4 %. Это были в основном обучавшиеся в школах или закончившие ее. В то время преобладало начальное образование. Но было немало и обучавшихся в техникумах и вузах, особенно в возрасте 19-25 лет. Иными словами, среди лиц такого молодого возраста было мало "читавших по слогам и умевших написать свою фамилию", т.е. прошедших лишь школу ликбеза. Естественно, неграмотными верующими были в основном пожилые и гораздо меньше молодые. Хотя "сплошной" грамотности не показали ни перепись 1937 г., ни состоявшаяся сразу после нее перепись 1939 г., но охват населения, в первую очередь молодежи, всеобучем был весьма широким.
Данные переписи 1937 г. свидетельствуют о том, что с возрастом усиливается и религиозность. Среди грамотных мужчин удельный вес верующих резко увеличивается при переходе от 20-29 лет к 30-39 годам. У грамотных женщин этот переход наблюдается в более молодом возрасте: от 16-19 лет к 20-29 годам. Это объясняется более ранней зрелостью женщин в связи с замужеством и материнством и сопряженными с этим ответственностью и тревогой за жизнь и судьбы детей, за сохранение домашнего очага и т.д.
Среди неграмотных мужчин и женщин удельный вес верующих увеличивается равномерно от одной возрастной группы к другой. Возможно, это связано с тем, что в молодежных группах несколько больше верующих, чем у грамотных. Интерес представляет анализ данных табл. 1.
Таблица 1
Соотношение верующих и неверующих среди возрастных групп обоего пола24
Из данных табл. 1 можно сделать следующий вывод. Во-первых, неграмотные, не имеющие образования, меньше испытывали на себе влияние атеистического воспитания, и среди них было больше верующих; во-вторых, тем не менее нет ни одной возрастной группы, в которой не было бы верующих; их число значительно даже среди молодежи грамотной и получившей образование.
Верующие назвали 9 крупных вероисповеданий, распространенных на территории Союза25. Самым распространенным было христианство разнообразных направлений: Православие, католичество, лютеранство и армяно-григорианство.
Христианами назвали себя почти 80 % всех верующих. Три четверти населения были привержены Православию. Католическое и лютеранское вероисповедания с отходом от России территорий Польши, Западной Украины и Западной Белоруссии, а также Прибалтики заняли среди других религий скромное место: представители этих вероисповеданий составляли по 0,8 % от всех верующих.
Кроме христиан довольно значительной группой были магометане. Представителей других религий было меньше, но все же они были не так уж и малочисленны. Буддисты и шаманисты, например, исчислялись десятками тысяч26.
Рассмотрим демографический состав представителей разных направлений христианства (см. табл. 2). Наиболее высокая доля женщин у христиан: у православных - 66,2 %, у католиков - 62,3 %, у лютеран - 61,6 %, у армяно-григориан - 61,2 % и т.д. Такие показатели объясняются, во-первых, большей продолжительностью жизни женщин по сравнению с мужчинами у народов, исповедующих христианство, а во-вторых, более высокой религиозностью женщин, особенно в молодом и среднем возрасте.
Таблица 2
Состав верующих различных вероисповеданий по полу и возрасту (в %)27
Верующих женщин у народов, исповедующих ислам, буддизм, ламаизм (т.е. религии, типичные для Востока), несколько меньше по сравнению с христианами: у магометан - 53,3 %, у буддистов - 56,7 % и т.д. Продолжительность жизни женщин у восточных народов почти такая же, как мужчин: сказывается высокая смертность женщин в детородном возрасте.
В возрастной структуре православных значительна доля лиц в возрасте от 20 до 39 лет. У мужчин она составляет более 40 %. Следующей значительной по удельному весу группой является группа лиц в возрасте 50 лет и старше. На нее приходится более 30 % всех православных. Необходимо отметить, что несмотря на значительный удельный вес этих возрастных групп, составляющих основную массу православных, довольно высока доля лиц в возрасте от 40 до 49 лет. Что касается самых молодых лиц в возрасте от 16 до 19 лет, то на их долю приходится немногим более 6 %. Среди них много учащихся, еще не вступивших на самостоятельный жизненный путь и пока не определивших своего отношения к религии (см. табл. 2).
Женщины, исповедующие Православие, несколько моложе православных мужчин. Женщин в возрасте 20-29 лет было больше, чем мужчин этого возраста, а женщин 50 лет и старше - меньше, чем мужчин того же возраста.
Возрастная структура католиков очень близка к православным. Как и у православных, самый большой удельный вес имеют возрастные группы от 20 до 39 лет и от 50 лет и старше. Несколько больший процент, чем у православных, приходится на долю самых молодых - от 16 до 19 лет, причем мужчин было 6,6 %, а женщин - 6,2 %, зато женщин-католичек было больше в возрастной группе 20-29 лет.
Самые большие конгломерации молодых возрастов в демографической структуре верующих наблюдаются у протестантов. На возрастную группу мужчин 16-19 лет приходится 8 %, а на группу женщин того же возраста - 6,7 %. Еще более представительны по сравнению с православными и католиками группы от 20 до 39 лет: мужчин 20-29 лет было 26,3 %, а женщин - 25,6 %, соответственно 30-39-летних - 23,3 и 22,9 %. Спецификой возрастной структуры протестантов является довольно низкий удельный вес пожилых лиц: у мужчин он составляет 13,4 %, а у женщин - 26,3 %. Видимо, на возрастном составе протестантов отразился демографический состав этнических групп, исповедующих данное направление христианства. Среди них доля лиц пожилого возраста довольно мала, особенно мужчин.
Напротив, армяно-григориане имеют по сравнению с другими направлениями христианства более пожилой состав. Мужчин в возрасте 50 лет и старше было почти 57 %, а женщин того же возраста - около половины. Меньший удельный вес у мужчин имеет и группа 20-39 лет - всего 23,8 %, причем на группу 20-29 лет приходится менее 10 %. Представительнее эти возрастные группы у армяно-григорианок - соответственно 33 и 15,3 %. И у мужчин, и у женщин доля самых молодых (16-19 лет) невелика из-за большого удельного веса пожилых: у мужчин - 1,2 %, а у женщин - 2,7 %.
У христиан прочих направлений группы 20-39 лет имеют больший удельный вес, чем у армяно-григориан: мужчины составляют менее 40 %, женщины - более 40 %. Удельный вес группы пожилых людей (мужчин и женщин) старше 50 лет составляет более 30 %. Довольно представительны и группы молодежи от 16 до 19 лет: 5,2 и 5,7 %.
По сравнению с верующими христианами магометане имели более молодой состав, а буддисты, шаманисты и иудеи - более пожилой.
Интерес представляет характеристика верующих по состоянию грамотности. Данные переписи показали, что среди мужчин христианского вероисповедания грамотные составляют большинство: православные - 78,9 %, католики - 77,3, христиане прочих направлений - 78,7 %. Несколько меньше грамотных среди мужчин армяно-григориан, но и их больше половины. Самый высокий показатель грамотности имеют мужчины-протестанты - 90,6 %. Грамотных женщин среди христианок гораздо меньше: православных - 48,5 %, католичек - 61,6, армяно-григорианок - 27,0, христианок прочих направлений - 61,6 %. Исключение составляют женщины-протестантки, среди них грамотных было 86,7 %.
Показатели грамотности среди магометан, буддистов, шаманистов ниже, чем у христиан; у представителей иудейской религии они довольно высокие.
Приведенные данные о грамотности представителей разных вероисповеданий еще раз опровергают тезис о том, что распространение грамотности автоматически ведет людей к отрешению от религии.
Следует отметить, что несмотря на неполноту сведений переписи о верующих, они все же обладают высокой степенью достоверности, поскольку большая часть населения нашла в себе мужество в той тяжелой и сложной ситуации откровенно заявить о своих убеждениях.
Данные переписи не устроили правительство по многим параметрам. Но главным было то, что они обнаруживали большие потери населения, связанные прежде всего с голодом начала 30-х гг. Перепись безо всяких на то оснований была объявлена "дефектной" и запрещена. Не последнюю роль среди причин "опалы" сыграли и данные о религиозности населения. Организаторы переписи были подвергнуты репрессиям.
1 Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ). Ф. 1562. Оп. 329. Д. 143. Л. 115.
3 Там же. Л. 65.
4 Там же. Л. 114.
5 См.: Там же. Л. 137.
6 См.: Там же. Л. 115.
7 Там же. Л. 116, 52-53.
8 Там же. Л. 116.
9 Там же. Л. 114.
10 См.: Там же. Л. 137.
11 См.: Там же. Л. 137-138.
12 См: РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Л. 56.
13 Там же. Л. 138.
14 См.: Там же. Л. 139.
15 См.: Там же. Л. 140.
16 Там же. Л. 138.
18 Там же. Л. 139.
19 См.: Там же. Л. 138-139.
20 См.: Всесоюзная перепись населения 1937 г.: краткие итоги. М., 1991. С. 106-115; РГАЭ. Ф. 1562. Оп. 329. Д. 144. Л. 41.
21 См.: Там же. Л. 144. Л. 42-43.
22 См.: Там же. Л. 41-45.
23 См.: Всесоюзная перепись населения 1937 г., с. 110-115.
24 Рассчитано по: Всесоюзная перепись населения 1937 г... С. 106-112.
25 См.: Там же.
26 См.: Там же.
27 Рассчитано по: Всесоюзная перепись населения 1937 г... С. 106-115.
© Жиромская В.Б., 2000
Что сейчас известно о переписи населения 1937 года?
"Ее результаты выявили огромные потери населения (в том числе от голода 1932-1934 годов, когда страна потеряла, по разным данным, от 6 до 8 млн. человек), сильное увеличение доли жителей в «ссыльных» северных и восточных районах. На вопрос, к какому вероисповеданию принадлежит опрашиваемый, даже не сильно верующие люди отвечали: православный, мусульманин т.п. По итогам переписи получалось, что в стране «воинствующего атеизма» собственно атеистов почти нет. Кроме того, 30% женщин не умели читать по слогам и подписывать свою фамилию (таков был по переписи критерий грамотности). В целом, четвертая часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать, хотя говорилось о всеобщей грамотности. Данные переписи были немедленно изъяты и уничтожены. Ее организаторов репрессировали."
"Перепись прошла успешно, однако из-за того, что показанная ею численность населения СССР сильно разошлась с провозглашенными с самых высоких трибун оценками, ее результаты были объявлены дефектными, а специалисты, которые руководили ее проведением, были объявлены <врагами народа> и жестоко репрессированы. Вследствие этого перепись населения 1937 г. вошла в историю как <репрессированная>"
"По воспоминаниям Андрея Ивановича, а ему в свое время об этом детально рассказывали старшие родственники, выступая на ХVII съезде ВКП/б/, Сталин обмолвился, что ежегодный "прирост" граждан в стране составляет более трех миллионов. Стало быть, к моменту переписи 1937 года в Советском Союзе должно "числиться" 170 миллионов с "хвостиком". На эту грандиозную цифру ориентировала вся тогдашняя пресса. Увы, неподкупная статистика выдала совсем иные цифры - перепись показала всего 162 миллиона россиян, выходило, что вопреки лучезарным прогнозам великого вождя население в ряде областей даже уменьшилось - аукнулись последствия раскулачивания и голода 1932 - 1933 годов."
Что же у нас есть по переписи населения 1937 года?
Должно быть врут коммунисты? Не было нарушений поди?
Все вопросы в опросных листах были сформулированы крайне неудачно. Они позволяли толковать их по-разному, это вело к неправильному заполнению бланков. Крайне неудачной оказалась после редактирования Сталиным и комиссией инструкция по заполнению переписного листа. Более того, перепись проводилась по принципу однодневной, но эта ее характеристика была истолкована весьма специфическим образом. Корректировка заполненных заранее бланков проводилась в 1 день 6 января, что потребовало колоссальных денежных затрат и армию переписчиков, контролеров и инструкторов численностью более 1 млн. человек.
Учитывалось только наличное население, причем в инструкциях нечетко были даны указания как определять физическое и наличное населения, а также как оценивать тех, кто находиться в пути, а именно на вокзалах и на пристанях.
Спешка в проведении самой переписи и контрольной ее проверке приводили к ошибкам и нарушениям. Переписчик должен был заранее заполнить переписной бланк, а затем в течение 6 января посетить все жилые помещения и вычеркнуть из бланка тех, кто не ночевал в этом помещении в 5 на 6 января. Эта процедура вычеркивания и послужила основным обвинением переписи 1937 года в существенном недоучете население.
А что за проблемы наблюдались с переписью? Почему цифра данная переписью не удовлетворяла руководство страны?
Из доклада в ЦК:
«общая численность населения по переписи 6 января 1937 года составила 162 003 225
человек, включая контингенты РККА и НКВД. По сравнению с 1926 годом (перепись 17.XII) численность населения увеличилась т. о. на 15 миллионов человек
, или на 10,2 %, или в среднем на 1 % в год. Эти данные показывают, что прирост населения у нас значительно превышает темпы естественного прироста населения передовых капиталистических стран, как то: Англии (0,36 % в среднем за 9 лет с 1927 г. по 1935), Германии (0,58 %). Франции (0,11 %), США (0,66 % в среднем за пятилетие 1830—1934 гг.) равен итальянскому (1,02 %) и уступает лишь Японии (1.37 %).
Установленная переписью численность населения значительно ниже той, которая ожидалась по данным текущего учёта населения. Так на 1/1—1933 г. ЦУНХУ была опубликована численность населения 165,7 млн, послужившая исходным пунктом дальнейших расчётов.
Перепись показала, что текущий учёт населения давал неверные, резко завышенные цифры. Совершенно неудовлетворительное состояние текущего учёта населения является главной причиной разрыва между предположениями и фактической численностью населения, установленной переписью.
».
Итак, руководство страны изначально отталкивалось от липовой цифры, которую им подсунула статистика в 1933 году. Но виноват, конечно, Сталин - раз он не вышел на цифру в 170 млн., а вышло 162 млн - значит 8 млн. расстреляли.
Мало того, за 10 лет население выросло на 15 млн., хотя это была цифра и не удовлетворявшая правительство (ау, скажите мне насколько выросло население России или Украины за последние 10 лет?)
В условиях репрессий прирост населения в 1,5 млн. человек (в среднем за год) невозможен. А ведь этих данных никто из исследователей не ставит под сомнение. В наши же дни даже массовая иммиграция соотечественников из «ближнего зарубежья не может перекрыть «естественную» убыль населения в. условиях продовольственного изобилия на прилавках магазинов.
Перепись 1937 года была однодневной. Центральное Управление Народно-Хозяйственного Учёта снабдило каждый переписной лист памяткой счётчика, которая требовала вычёркивать не ночевавших по месту жительства в ночь с 5 на 6 января, то есть на критическую дату переписи. Требование было связано со спецификой однодневной переписи и выдвигалось в расчёте на то, что не ночевавшие дома будут переписаны в другом месте нахождения, что не всегда выполнялось на практике, и не могло не привести к некоторым неувязкам и потерям в счёте населения.
Как предполагал оргплан переписи, ответы переписываемого заносились в анкету в период предварительного обхода счетчиком своего участка. На это отводилось пять дней (с 1 января по 5 января включительно). При восьмичасовом рабочем дне счетчик на всю эту работу имел 40 рабочих часов. В условиях города на счетчика приходилось в среднем по 150 человек. Каждому из них следовало задать (а в случае необходимости и разъяснить) 14 вопросов, получить на них ответы, зафиксировав последние в переписном листе. При этом счетчик должен был передвигаться по своему участку, переходя из квартиры в квартиру, из дома в дом.
Произведя элементарные арифметические расчеты, получим, что на расспросы и запись ответа по каждому вопросу у счетчика имелось в среднем лишь 1,1 минуты. В сельской местности у счетчика положение было сложнее.
Что из этого получалось?
О репрессиях.
К переписи (так как она была однодневной) только в качестве счетчиков было привлечено 1250000 человек. Прикиньте только расходы на оплату труда.
При подготовке переписи не были учтены все населенные пункты, в которых проживали подлежащие переписи граждане. Уже в ходе ее проведения были обнаружены тысячи не включенных в списки поселений. В одной только Западной области их оказалось 948, в Калмыцкой АССР — 932, Свердловской области — около 900 и т. п. В ходе проводившейся позже по инициативе ЦК ВКП(б) проверки было выявлено еще значительное количество населенных пунктов, жители которых не прошли перепись. А это значит, что полнота охвата населения переписью 1937 года не могла быть гарантирована.
Руководители ЦУНХУ, может по непрофессионализму, а может, по злому умыслу, сделали все, чтобы перепись была провальной, чем ввели страну в огромные неоправданные расходы народных средств.
Кроме того, итоги переписи бросали тень на СССР, чем могли, а потом и воспользовались враги.
При товарище Сталине за решетку можно было и за более мелкие преступления.
Большая Советская Энциклопедия Первого издания содержит такой текст в отношении переписи населения 1937 года «6/I 1937 года была проведена новая перепись населения (П. н.) Союза ССР. Однако ввиду того, что пробравшиеся к руководству П. н. враги социализма — троцкистско-бухаринские агенты иностранных разведок — вредительски организовали П. н. СНК СССР в постановлении от 25/IX 1937 признал организацию П. н. неудовлетворительной, а самые материалы переписи дефектными. СНК СССР указал, что П.н. 1937 была проведена ЦУНХУ Госплана СССР с грубейшим нарушением элементарных основ статистической науки, а также с нарушением утвержденным правительством инструкций. СНК обязал провести новую всесоюзную П. н. в январе 1939
»
Выводы, как всегда делаем сами
Знаки переписи населения из Братского Музея Света.
КАК Я в 2010 году ЗАПИСАЛСЯ СИБИРЯКОМ:
Братчанину Владимиру Монахову с трудом удалось настоять на своем, о чем он пишет в ЖЖ (vvm1955):
«Вчера пришла переписчица.На ходу задала вопросы, на ходу получила ответы. Пыталась записать в графе национальность – русский, даже не спросив меня. Я возмутился – пишите сибиряк! «У нас нет такой национальности,»– возразила она. Я настоял на своём. Главным доводом было – я же не марсианином записываюсь, хотя имею права. Поправила – сибиряк русский».
Она официально называлась всеобщей, но в этом было лукавство: в переписи не участвовало население Великого княжества Финляндского, во многом из-за конфедеративного характера отношений с империей (например, российские жандармы и полицейские не имели права без разрешения вторгаться на территорию княжества), а также из-за регулярных самостоятельных подсчетов.
Перепись состояла из 16 вопросов (в частности: пол, возраст, грамотность, род занятий, вероисповедание, язык). Переписные листы оформлялись в трех вариантах: для крестьян, горожан и владельцев недвижимого имущества (городских домов или имений). Обработка бюллетеней производилась при помощи электрической счетной машины Холлерита и во многом напоминала работу с перфокартами. В опросе приняло участие около 150 тыс. счетчиков, в том числе писатель Антон Чехов (до этого, во время поездки на Сахалин, он участвовал в переписывании населения острова). Бытует мнение, что в этой переписи в качестве счетчика участвовал и Лев Толстой, но на самом деле известно лишь его активное участие в московской переписи 1882 года.
Перепись обошлась в 7 млн рублей. Основные результаты публиковались с 1899-го по 1905-й отдельными 89 томами (119 книгами) по губерниям и областям Российской империи под заглавием «Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года».
Некоторые результаты:
Численность населения Российской империи составила 125,6 млн человек, из них в городах проживали 16,8 млн (13,4%). Грамотных - 21,1%, причем среди мужчин он был существенно выше, чем среди женщин (29,3% и 13,1% соответственно).
Крупнейшие города: Санкт-Петербург - 1,26 млн, Москва - 1 млн, Варшава - 0,68 млн.
Следующие переписи состоялись уже при Советской власти.
25 июня 1918 года Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о государственной статистике». На основе «Положения» был создан главный статистический орган Советской республики - Центральное статистическое управление. (Перепись 1897 года проходила по ведомству МВД.)
Однако вследствие Гражданской войны и нехватки квалифицированного персонала не было охвачено 70% территории страны (Якутия, Белоруссия, Дальний Восток, Крым, окраинные районы Сибири, три губернии УССР и частично 10 губерний РСФСР). Тем не менее, по официальным данным, в переписи приняло участие 72% населения.
Программа переписи включала 18 вопросов. Особый акцент был сделан на изучении рода занятий и профессии, задавался вопрос и об участии в войнах.
Вопрос о вероисповедании, в отличие от переписи 1897 года, был исключен.
Из-за нерепрезентативности перепись не считается всеобщей.
Численность населения страны (с доисчислением по территориям, не охваченным переписью) составила, по разным источникам, 134,2 и 136,8 млн человек, в том числе городского 20,9 млн (15%).
Предварительные итоги были опубликованы в 1920–1921 гг. в выпусках «Трудов ЦСУ РСФСР». Окончательные - в статистических изданиях 1922–1923 гг.
Следующая перепись состоялась 17 декабря 1926 года.
Использовались три формы: личный листок, семейная карта (только в городах) и владенная ведомость (состояние недвижимости).
Программа переписи включала 14 вопросов: пол, возраст, народность, родной язык, место рождения, продолжительность проживания в месте переписи, брачное состояние, грамотность, физические недостатки, психическое здоровье, занятие (с выделением главного и побочного), положение в занятии и отрасль труда, для безработных - продолжительность безработицы и прежнее занятие, источник средств существования (для не имеющих занятия). В семейной карте также учитывался состав семьи с выделением супружеских пар и их детей, продолжительность брака и жилищные условия.
Всего население СССР составило 147 млн человек, из них городское - 26,3 млн человек (около 18%). Процент грамотных в возрасте 9–49 лет - 56,6%. Безработных - более 1 млн человек.
Крупнейшие города: Москва - 2 млн, Ленинград - 1,6 млн, Киев - 0,5 млн.
Полные итоги были опубликованы в 1928–1933 гг. в 56 томах.
Всесоюзная перепись 6 января 1937 года.
Программа переписи также включала 14 вопросов, ее вели 1 млн 250 тыс. счетчиков.
Данные переписи не соответствовали ожиданиям партийного руководства, а потому содержащаяся в ней информация была засекречена. В частности, численность населения составила 162 млн, в то время как предполагалось 170–172 млн. Более того, официально еще в 1934 году было объявлено, что численность населения в СССР составляет 168 млн. Вызвал раздражение и ответ на вопрос о вероисповедании (лично вставленный в перепись Сталиным). Верующими себя назвали 50% населения, из деревенских жителей - 70%. Организаторы переписи были репрессированы.
Всесоюзная перепись 17 января 1939 года.
Согласно переписи, численность населения страны составила 170,6 млн человек, в том числе городского - 56,1 млн человек. Полная обработка и публикация материалов не состоялась из-за начавшейся Великой Отечественной войны.
Всесоюзная перепись населения 15 января 1959 года.
Численность населения: 208,8 млн человек, из них городского - 100 млн.
Всесоюзная перепись населения 15 января 1970 года.
Численность населения: 241,7 млн, из них городского - 136 млн.
Всесоюзная перепись населения 17 января 1979 года.
Численность населения: 262,4 млн человек, из них городского -163,6.
Всесоюзная перепись населения 12 января 1989 года.
Численность населения: 286,7 млн человек, из них городского - 188,8 млн.
Однако достоверность ее данных вызывает у специалистов сомнение. Чтобы доказать всему миру, что СССР догоняет США, все показатели, касавшиеся здоровья населения, продолжительности жизни, доходов людей, увеличивали в большую сторону. Также существовали закрытые города, не обозначенные на картах, - их данные надо было как-то «размазать» по всей стране. Не обошлось и без казусов: выяснилось, что число замужних женщин в нашей стране превышает число женатых мужчин. Дело в том, что сведения записывались со слов опрашиваемых без требования документов, подтверждающих правильность ответов.
Всероссийская перепись населения 9 октября 2002 года.
Численность населения: 145,1 млн, из них городского - 106,4.
Эта перепись выявила новые «национальности»: «эльфы», «гоблины», а также «скифы».
Затраты на Всероссийскую перепись населения в 2002 году составили около 4,8 млрд рублей.