Теоретические основы формирования и развития городских агломераций. Причины возникновения и пути формирования агломераций Формирование городских агломераций
«Без образования городских агломераций пространственное развитие РФ бессмысленно».
В ходе жарких и нелицеприятных дискуссий на Общероссийском гражданском форуме, организованном Комитетом гражданских инициатив между его организатором экс-министром финансов Алексеем Кудриным и Мэром Москвы Сергеем Собяниным, данный тезис единственно не вызвал возражений ни у одной из сторон.
А иначе и быть не может. Ведь исторически, Российская Федерация – это «страна городов», которые представляют собой узлы фундаментального каркаса страны, так называемое «сердце» системы расселения. Посыл к процессу пространственного развития в нашей стране всегда будет исходить из мест наибольшего скопления человеческих ресурсов.
Город со временем достигает критического порога своего пространственного развития и превращался в агломерацию. Безграничные пространства России испытывают необходимость в создании агломераций, так как только с их помощью можно осуществить действенное экономическое освоение территорий.
К этому обязывает и положение страны, находящейся в тяжелой экологической ситуации, а также неизбежность стимулирования развития крупных городских агломераций, где есть возможность осуществления объединенных проектов развития.
В нашей стране городские агломерации – одна из важнейших форм территориальной организации экономики. В России имеется более тридцати агломераций, в них сосредоточено более 35 % населения и примерно 40 % научного и кадрового потенциала.
В агломерациях сформированы наиболее удобные условия для создания рыночной инфраструктуры и появления новых экономических взаимоотношений.
На территории агломерации сосредоточен мощный промышленный потенциал, характеризующийся интенсивными внутренними производственно-технологическими инфраструктурами и социально-трудовыми связями. Агломерация характеризуется высоким уровнем диверсифицированности, вследствие чего обладает наибольшей устойчивостью в сложных рыночных условиях.
Побуждает к созданию агломераций и нынешняя борьба за так называемый «ресурс развития» (человеческий капитал, инновационный капитал, современные социальные и производственные технологии), гарантирующий стабильность системы обеспечения жизнедеятельности в полном объеме.
Очередной импульс агломерационному процессу был придан в 2013–2014 гг. согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года разработанному Министерством Экономического Развития Российской Федерации.
Согласно данному документу, основным направлением пространственного развития России станет увеличение насыщенности человеческого капитала, инфраструктуры, ресурсов в больших городах и создание двадцати агломераций с численностью населения более 1 млн. человек. Эти агломерации будут способны реализовывать специализированные интернациональные функции в мировом разделении труда, станут локомотивами роста, будут развивать новые инновационные кластеры.
Крайне негативные внешнеполитические процессы, естественно, несколько затормозили практическую реализацию агломерационной перестройки пространственного развития России, но не понизили степень актуальности данной проблемы.
О некоторых проблемах и перспективах агломераций в нашей стране и пойдет речь в настоящей публикации.
Понятие «городской агломерации» в рамках законодательной импотенции
В первую очередь необходимо уяснить содержание понятия «агломерация». С точки зрения размещения производительных сил в регионах страны, существует такое понятие, как «промышленная агломерация». Это территориальное экономическое образование, характеризующееся мощной концентрацией различных предприятий, инфраструктуры, инновационных и научных учреждений с весьма значительной плотностью населения.
Преимущества промышленной агломерации очевидны и безусловно впечатляют. Она позволяет сократить необходимую площадь используемой территории примерно на 30 %, количество производственных зданий и сооружений - на 25%. Благодаря наличию общей инфраструктуры и объектов подсобно-вспомогательного назначения затраты сокращаются в среднем на 20%.
Однако, как форма расселения, агломерация имеет несколько иное определение, более глубокое, охватывающее больший спектр экономических и социальных процессов, существующих и протекающих в регионе.
Вот как трактуется термин «агломерация» в современном экономическом словаре. Это компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но и обладающих развитыми культурными, производственными связями. В продолжение определения сообщается, что термин относится в основном к городским поселениям, т. е. речь идет о городских агломерациях.
Академик А.Г. Гранберг дает такое определение: агломерация – территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты.
По мнению профессора Т.В. Караковой, агломерация - это города и населенные пункты, коммуникации, промышленность и транспорт.
Профессор Т.Я. Ребайн определяет агломерацию как группу населенных мест, объединенных территориальной близостью, наличием трудовых и культурно-бытовых связей, ограниченных двухчасовыми затратами времени на передвижение, причем производственные, административные и другие связи не являются важными для выявления границ агломерации.
Резко бросается в глаза и привлекает удивленное внимания явная несогласованность в названиях городских агломерационных объединений, предположениях и стратегиях социально-экономического обновления территорий. Так в чем же здесь проблема?
В России правовой статус агломераций, их статистический учет и механизм регулирования не определен, что позволяет утверждать о законодательной импотенции данного понятия и не позволяет рационально и эффективно разрабатывать планы и программы развития городских агломераций.
Часто и безрассудно смело упоминая об городской агломерации, наши законодатели как то не умудрились внести в Градостроительный Кодекс РФ её определение. Слава Богу есть возможность воспользоваться зарубежными понятиями.
Агломерация (от лат. присоединять, накоплять) – компактное территориальное размещение городских населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Данный термин был впервые внедрен М. Руже (1973) для обозначения ситуации, когда границы поселения выходят за рамки административных (политических) территорий.
В специальной литературе ряд авторов предлагает определять агломерации как группу населенных мест, ограниченных двухчасовыми затратами времени на передвижение. Вот только возникает вопрос – передвижение на каком виде транспорта? Согласитесь, одно дело – скоростные виды транспорта: автомобили, метро и электрички и другое – на велосипеде, верхом на осле или вообще «одиннадцатым номером», то есть пешком.
В ЕС агломерацией (метрорегионом) принято считать территорию, численность населения которой составляет 250 тыс. жителей (по данным Eurostat). Зарубежное и отечественное изучение феномена городской агломерации позволило уточнить его определение следующим образом:
Городская агломерация – это компактная и относительно развитая совокупность дополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких мощных городов-ядер и объединенных многообразными и интенсивными связями в сложное и динамичное единство.
Из истории агломерационных процессов в России
Говоря о развитии агломерации в России, следует упомянуть, что в нашей стране тенденции расселения населения имеют глубокую историческую подоплёку. К концу ХVIII территорию России более или менее равномерно покрыла сеть губернских и уездных городов, где за каждым крупным городом была закреплена достаточно большая территория для опеки.
Это было результатом реформы, задевшей административно-территориальные устои Российской Империи, которая была проведена Екатериной II в 1775–1785 гг. Одним из последствий реформы стало отдаление на значительные расстояния друг от друга городов, выполнявших административные функции.
Первые предпосылки появления городских агломераций в России начали появляться в XIX веке, как результат становления капиталистических отношений. Наиболее важными предпосылками можно назвать индустриализацию, быстрый рост важнейших городов и расцвет железнодорожного строительства.
Вопреки тому, что российская система городов была еще слабо развита, в 1913 году были сформированы и развиты только 4 крупных города: Москва, Рига, Санкт-Петербург и Одесса. Уже тогда в пригородах и близлежащих территориях были расположены фабричные и мануфактурные сёла и посёлки
В то время цикл производства и труда был закрытым, изолированным и не выходил за пределы муниципальной единицы. Между крупным городом и окрестными территориями не были завязаны ни производственные, ни трудовые, ни социально-культурные связи, так же отсутствовала маятниковая миграция, то есть регулярные циклические поездки, например, с рабочими или торговыми целями.
Полноценные агломерации в России начали появляться только в ХX веке. Единственным исключением является Санкт-Петербург. Город-ядро и города-спутники создавались и развивались одновременно. Причиной тому являлось первоначально задуманное разделение функционала городов-спутников. Например: Петергоф, Гатчина, Царское село – резиденции; Кронштадт – крепость; Сестрорецк, Колпино – центры промышленности. Шло развитие не только близлежащих спутников, но и отдаленных, примером чего является Лодейное Поле, ставшее колыбелью Балтийского флота.
Агломерация Санкт-Петербурга, возникшая намного раньше, чем агломерации получили повсеместную распространенность, была феноменом в способах расселения городского населения, продолжала развиваться, являясь уникальным примером городского устройства.
На рубеже XIX–XX веков бурное развитие промышленности сменило тенденцию размещения фабрик и заводов на территории крупных городов на новую тенденцию – расположение предприятий в пригородах городов, а именно в сёлах, поселках вблизи железнодорожных станций.
Урбанизация советского времени благодаря активной индустриализации усиливалась с огромной скоростью, но вторая мировая война послужила причиной замедления процесса появления и развития агломераций в нашей стране.
В послевоенные годы происходил своеобразный рывок для дальнейшего развития. В годы после окончания второй мировой войны наблюдался рост числа городских агломераций, в наибольшей степени в районах, бывших тыловыми во время войны. За 60-е и 70-е годы сформировалось множество городских агломераций, общая совокупность возросла вдвое, более половины городских жителей страны проживали в агломерациях.
Особая интенсивность агломерационных процессов в СССР наблюдалась в 70-е гг. Тогда были сформированы шесть двухъядерных (полицентрических) агломераций: Крымская (Симферопольско-Севастопольская), Днепропетровско-Днепродзержинская, Горьковско-Дзержинская, Ярославско-Костромская, Кавминводская, Фергано-Маргиланская.
Наблюдался рост территорий городов-ядер, а также формирование мощных городов-спутников в периферийной зоне, что способствовало росту агломераций в целом.
В 80-е гг. общая тенденция роста численности населения и площадей агломераций продолжилась. Начался процесс усиления роли пригородов, так же стали укрепляться и формироваться связи пригородов, периферийных зон, городов-спутников с центральными городами агломераций.
Что есть что городская агломерация в Российской Федерации
Сейчас в России насчитывается 1 100 городов. За более чем тысячелетнюю историю нашего государства происходили кардинальные изменения в его составе, хозяйственном облике, в размещении производительных сил. Но неизменной во всех этих процессах оставалась выдающаяся роль городов - главных фокусных точек социально-экономического развития и административно-территориального устройства страны, чье побудительное влияние распространялось на тяготеющие к ним территории. Но отнюдь не каждый город Российской Федерации может и должен стать ядром городской агломерации.
В настоящее время в Российской Федерации естественно сложились 50 городских агломераций. Из них 43, или 80%, расположены в европейской части страны. Однако лишь семь городов-миллиоников, включая Москву, Санкт-Петербург, Самару, Тольятти, Екатеринбург, Нижний Новгород и Новосибирск полностью попадают под упомянутое выше определение.
Безусловно, на территории России наиболее развитой является моноцентричная Московская агломерация, полноценно прошедшая все необходимые этапы развития и имеющая четко выраженное членение своей территории.
Причем, в ходе дискуссии мэр Москвы неоднократно говорил, что Москву нельзя сравнивать ни с какой другой агломерацией или с крупным городом – Парижем, Стамбулом, Нью-Йорком, Лондоном, потому что в Москве и Московской области живет значительно больше людей. По мнению столичного мэра, в московской агломерации на сегодняшний день уже пребывает 30–35 млн человек, включая близлежащие области, куда ездят москвичи на лето, а местные жители работать в Москву. «Это ядро страны, исконное ядро, причем без нефти и газа», – заметил он.
По словам Собянина, Москва – это «не черная дыра, которая высасывает таланты со всей страны, а драйвер экономики». «Развитие агломераций приводит к развитию конкуренции и укреплению обороноспособности страны, а Россия всегда находилась под ударом, и сегодня под ударом, пусть и не в военном смысле», - добавил он. По утверждению мэра, производительность труда в Москве в 2,5 раза выше средней по стране и в 5−7 раз выше, чем в сельской местности.
В качестве формирующихся агломераций можно рассматривать город Санкт-Петербург и прилегающие к нему территории Ленинградской области, ряд других городов, прежде всего городов-миллионников и тесно связанных с ними территорий соседних субъектов.
Историческое развитие территорий и поселенческих групп России, прямо обуславливает формирование городских агломераций в России. Однако эффективное развитие городских требует государственных ресурсов и управленческого воздействия.
Особенность российских агломераций – освоение и обустройство крупными городами обширных зон неблагоустроенной сельской местности с организацией производства и промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, а также уникальная российская форма сезонного расселения многомиллионной численности горожан в объединениях садоводства, огородничества и дачного строительства.
По сему, стихийное развитие неподготовленных территорий, зачастую приводит к негативным последствиям, например, к дорожным пробкам, к увеличению разрыва между доходами муниципальных единиц, находящихся ближе к центру и на периферии, к увеличению затрат на строительство и содержание дорожных и инфраструктурных единиц.
На сегодняшний день, агломерационная форма расселения образуется и на основе сочетания «крупный город – город», «крупный город – регион», «регион – регион». Определяющую роль здесь играет не масштаб центра притяжения, а устойчивые социально-экономические связи, высокая мобильность населения, взаимозависимость и взаимообусловленность развития субъектов, объединенных общностью использования трудовых ресурсов и единой инфраструктурой.
В 2013 г. была разработана «дорожная карта» развития агломерации в Российской Федерации для дифференцированного управления ими.
Множество предприятий различной величины и разного профиля формируют производственный комплекс российских агломераций. Агломерация, как правило, характеризуется мощным промышленным потенциалом и высоким уровнем территориальной концентрации производственных фондов, интенсивными внутренними производственно-технологическими инфраструктурными и социально-производственными связями.
Эта сложная многоотраслевая система определяет специализацию в территориальном разделении труда. И месте с тем производственный комплекс агломерации в современных сложных рыночных условиях является наиболее устойчивой территориальной организацией производительных сил и легко адаптируется к различным изменениям среды в результате возможности перераспределения функций и различных ресурсов внутри самой агломерации.
И Мэр нашей столицы вовсе не бахвалился на Общероссийском гражданском форуме, приводя убедительные аргументы в пользу вышенаписанного. К примеру, Москва не высасывает деньги из регионов, но напротив, производит 21% от ВВП страны и каждый десятый пенсионер в России получает пенсию из денег москвичей.
О мировой практике агломерационного расселения
В основе развития городских агломераций в зарубежных странах, которое является успешным и результативным, лежит «агломерационное мышление». Это формирование взгляда на территорию как на единое целое, а не на совокупность частей; развитие территории целиком, а не предпочтительно центра; а так же стремление к согласованию интересов всех участников процесса (жителей, администраций муниципалитетов, частного предпринимательства и т.п.).
Административные границы, конечно, имеют значение, но они не могут быть определяющими. Ведь во многих зарубежных странах, некоторые поселения в составе агломерационной формы расселения, остаются формально разрезанными административными границами муниципалитетов, однако ни бизнес, ни население этого совершенно не замечают.
Хотя у каждого участника агломерационного процесса есть свои интересы. Центральные города боятся уменьшения финансирования, города на периферии заинтересованы в сохранении унитарности, элита находится под угрозой снижения власти и статуса.
В мировой практике отмечаются два основных пути развития систем расселения, которые бывают параллельны, а иногда и пересекаются: естественный, когда функционирование существующих и появление новых населенных пунктов, развитие между ними межселенных связей осуществляется за счет общего развития, и регулятивный, когда «разгрузка» крупнейших городов, создание новых центров притяжения реализуются через активно поддерживаемые государством проекты.
В зарубежных странах целью грамотного и успешного развития городской агломерации становится создание всех условий для компенсирования имеющихся издержек. Так, например, теряя унитарность, муниципальные образования получают взамен блага, которых у них не было при независимом развитии.
В зарубежных странах можно найти множество примеров стимуляции улучшения межмуниципальных взаимодействий. Например, муниципалитетам во Франции, которые реализуют совместный проект по созданию агломерации, предоставляется финансовая компенсация в размере от 10 до 50%. Японским муниципалитетам, объединившимся в агломерацию, выплачивают дополнительные 25% к их бюджету на протяжении пяти лет. Европейские страны, реализовав в 70–80-е годы XX века проекты «Большой Париж» и «Большой Лондон», доказали эффективность и целесообразность таких программ как комплексное градостроительное, инфраструктурное, в особенности транспортное, и социально-экономическое развитие.
Пока за рубежом нет научных доказательств необходимости единого органа управления в агломерациях помимо существующих органов власти. Анализ мирового опыта показывает, что оба варианта (наличие или отсутствие собственных институтов власти) могут вполне успешно сосуществовать и применяться в различных ситуациях.
Так, «столичная» агломерационная форма расселения Рандстад в Нидерландах уже много десятилетий «живет» без единого органа управления, а вот Большой Лондон им располагает. Как правило, существуют общие градостроительные структуры для координации процессов создания единого городского пространства.
Наиболее перспективным типом агломерации является полицентрический тип, когда помимо основного города-ядра, на территории агломерации будут созданы еще несколько ядер, в которых так же будет концентрация бизнес центров, музеев, жилых комплексов. В подавляющем большинстве городских агломераций в мире стараются сохранить автономию и своеобразие муниципалитетов, входящих в их состав.
В США большую популярность приобретает применение специализированных округов (органов созданных для оказания услуг) с целью управления работой систем общественного транспорта, канализации и водоснабжения, контроля над работой больниц, вокзалов, аэропортов. Наряду с этим действует и другой проект (например, в Лос-Анджелесе) сутью которого является предоставление базовых услуг муниципалитетам агломерации посредством центрального города.
Следует так же отметить, что понятие «агломерация» связано не только с мегаполисами и городами-миллионниками. Оно зачастую применяется и к средним и к малым городам, которые имеют для этого объективные условия.
Так, например, во Франции не является исключением случай, когда небольшие города (до 100 тысяч) объединяются и создают агломерацию для организации развития пригородов, строительства жилья, создания рабочих мест, улучшения качественных показателей жизни горожан.
Примером может послужить и Канада, где существует всего шесть городских агломераций с численностью населения более 1 млн. чел и более чем 80 городских объединений с меньшим населением.
Необходимо, обобщив вышесказанное, выделить следующие особенности развития городских агломераций в зарубежных странах:
- Наличие правового обеспечения агломерационных процессов.
- Создание агломераций из группы небольших городов для улучшения качества жизни.
- Рассмотрение развиваемой территории как единого целого, а не группы поселений, находящихся под влиянием крупного города.
- Развитие территории целиком, а не только города-ядра.
- Согласование интересов всех участников процесса.
- Стимуляция процессов межмуниципального взаимодействия (субсидирование).
- Развитие территорий на проектной основе.
Использование положительного опыта управления, накопленного западными странами, разумеется, вполне возможно для Российской Федерации, и в первую очередь – для совершенствования механизмов управления развитием агломерационных форм расселения. В решении этого вопроса, как нам представляется, первостепенное значение имеет выработка принципов и требований к конструированию системы и механизмов управляющих воздействий.
Заключение
В XXI веке такая форма территориального расселения населения как агломерация претендует на превращение в основу организации урбанистического пространства, главным типом расселения городских жителей, который концентрирует в себе ключевую составляющую жизнедеятельности человека. Улучшение территориальной единицы входящей в состав городской агломерации, влечет за собой ряд преимуществ, таких как:
- концентрация научных и экономических потенциалов, реализация административно-организационных функций, обширный выбор услуг, улучшение качественных показателей жизни и культуры;
- максимально эффективное применение трудовых ресурсов, большое количество рабочих мест и отраслей, снижение уровня безработицы;
- наиболее рациональное использование потенциала экономико-географического расположения и ресурсов данной территории;
- потенциал для регулярного использования культурных ценностей;
- максимально интенсивное и эффективное применение имеющейся территории.
Сегодня, в посткризисное время, появилась потребность территориальной реорганизации России, предусматривающей дробление территории страны на агломерации, что становится еще более приоритетным направлением. Об этом и велись дискуссии на Общероссийском гражданском форуме 21-22 ноября 2017 года.
Участники дискуссии напрямую связывали будущие совершенствование и реконструкцию экономики России с требованиями, которые создаются внешней средой, а также выполнением в России новой территориальной политики, полагающей образование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе.
На сегодняшний день процессы появления и развития городской агломерации хорошо изучены. Разработано множество методик, позволяющих отнести территорию к ГА. Не смотря на то, что агломерации в России существуют, и вопросы их изучения имеют большое практическое значение, понятие «агломерации» как таковой является теоретическим, отсутствует какая-либо законодательная база для данного явления.
Из-за отсутствия законодательной базы, имеется значительный круг проблем не только в процессе управления, но и при создании документов территориального планирования.
Это порождает излишнее количество разнообразных методик и споров, касательно обоснованности применения термина «агломерация» к тем или иным территориям. Отсутствие единого общепринятого метода для анализа статистических данных, а порой и отсутствие качественно собранных и обработанных данных усложняет качественное изучение проблем и перспектив городских агломераций.
Решение актуальных проблем заключается в серьезной проработке и понимании приобретенного опыта по формированию и развитию агломераций, как в зарубежных странах, так и в современной России.
В связи с этим нужно произвести: реконструкцию законодательной базы на всех уровнях власти; создать механизмы налаживания происходящих процессов.
Решение этих и многих других проблем, можно устроить в рамках отдельных проектов, изучающих территорию агломерации как единую социально-экономическую систему.
Борис Скупов
Агломерация - тесное скопление ряда населенных пунктов, преимущественно городов и поселков городского типа, имеющих общие промышленные, экономические, транспортные, культурные взаимоотношения.
В рамках утвержденной в 2005 году схемы территориального планирования Ростовской области на Дону сформированы три агломерации (См. основные положения о территориальном планировании, содержащиеся в «Схеме территориального планирования Ростовской области») .
При этом в федеральном законодательстве не предусмотрено, что в нашей стране могут существовать такие объединения, и пока полностью непонятно, кому в дальнейшем регулировать развивающиеся процессы.
1.Основные признаки и виды агломераций
В мировой практике различают два основных типа агломераций: моноцентрические с одним крупным городом и полицентрические (конурбации) сразу с несколькими крупными доминирующими городами. С появлением этого термина в широком ходу многие путают агломерацию с городом. На самом же деле агломерация представляет собой объединение, большее, чем город, но меньшее, нежели регион или область. При этом далеко не все города-соседи подпадают под данное определение.
К основным признакам агломерации относятся:
а) Регулярное совершение местным населением поездок из одного города в другой в трудовых, культурных, учебных, досуговых целях (гражданин живет в Азове, а работает в Ростове, ростовчанин в летние месяцы регулярно выезжает на Соленое озеро, расположенное на территории Батайска и т. д.).
б) Полуторачасовая транспортная доступность от самого удаленного населенного пункта агломерации к городу-ядру.
в) Наличие у городов совместно используемой развитой транспортной, коммунальной, промышленной инфраструктуры.
г) Наличие аэропорта, крупного железнодорожного узла, морского или речного вокзала, которыми пользуются сразу все города.
2. Агломерации Дона
а) Самой известной и крупнейшей в области является .
б) Восточно-Донбасская агломерация. Площадь - 13734 кв. км, где проживает 271,5 тыс. сельчан и 758,5 тыс. горожан. Опорный центр - Шахты, непосредственно соприкасающийся своими границами с Новошахтинском и Красным Сулином. Три этих города образуют ядро Восточно-Донбасской агломерации. Остальные территории поделены на урбанизационную и дезурбанизационную зоны.
Урбанизационная зона, граничащая в западном направлении с Украиной, северном - рекой Северский Донец, восточном - Восточной обходной дорогой и южном - , отличается тесным скоплением городов и поселков городского типа: гг. Гуково, Донецк, Каменск Шахтинский, Зверево, пос. Горный, Лиховской, Алмазный, Каменоломни, Углеродовский. Основные объемы промышленности представлены проблемными объектами угольной отрасли, зародившейся здесь два столетия назад. Дальнейшее развитие территорий предполагается осуществлять за счет привлечения инвесторов. Кроме того, возлагается надежда, что на твердое топливо возрастет спрос и историческая отрасль получит мощный стимул для возрождения.
Дезурбанизационная зона характеризуется отсутствием условий для развития городов и, напротив, наличием приоритетных условий для сельского хозяйства, добывающей промышленности, отраслей рекреации и туризма.
в) Волгодонская система расселения. Общая площадь территории - 15848 кв. км, численность населения - 450,3 тыс. человек, из них 43,4% проживает в Волгодонске, 18,8% в небольших городах: Константиновске, Морозовске, Семикаракорске и Цимлянске, 37,8% приходится на сельские поселения: Волгодонский, Дубовский, Мартыновский, Морозовский, Семикаракорский, Цимлянский, Константиновский и Зимовниковский районы.
Основным преимуществом местной промышленности является географическая близость крупнейшего поставщика энергетических ресурсов - Волгодонской АЭС. Одна из особенностей Волгодонска - отсутствие дефицита рабочей силы вследствие низкого уровня занятости, что не свойственно многим городам. Причем, тенденция обещает сохраниться даже к 2025 году в случае оптимистичного развития событий. Но при этом сельское хозяйство начнет переживать нехватку рабочих кадров.
Большие надежды возлагаются на агропромышленный комплекс и перерабатывающие предприятия. Преимущества сельчан - благоприятные климатические условия для растениеводства, скотоводства и рыбоводства. При этом местный АПК располагает сетью перерабатывающих предприятий (молокозаводов и мясокомбинатов), способных успешно наращивать показатели. Предполагается, что впоследствии сельское хозяйство должно не только полностью обеспечивать собственную потребность в мясной и молочной продукции, но и стать одним из главных поставщиков мяса и молока в .
По оценкам ряда специалистов, Волгодонскую систему расселения пока что нельзя назвать агломерацией, поскольку между муниципальными образованиями отсутствуют тесные социально-экономические связи. Одновременно этот же фактор считается главной болевой точкой территории. Основной его причиной является необустроенность и низкоэффективное использование инфраструктуры (По материалам документов администрации Ростовской области).
Факт из жизни
Стоимость строительства ростовского торгового комплекса «Икея» составила около 140 миллионов рублей. При этом инвестор оказался вынужденным вложить еще 18 миллионов долларов в строительство автомагистрали, подключение к трансформаторной подстанции и т. д.
Согласно международной практике, затраты предпринимателя на развитие инфраструктуры должны составлять 5-8% от стоимости строящегося объекта.
3. Предпосылки формирования агломераций в России
В советские времена агломераций как межмуниципальных объединений практически не существовало. Исключением являлись преимущественно территории курортных регионов - «Большой Сочи», «Большая Ялта». После распада СССР начались социально-экономические процессы, обуславливающие формирование таких единиц.
В качестве главного социального фактора можно отметить резко снизившееся влияние государства на демографические процессы, в свою очередь объясняющееся проводимой приватизацией жилья, «послаблением» паспортно-визового режима, резким контрастированием уровня жизни в различных населенных пунктах. Как, например, констатировал еще в 2002 году директор Института Кеннана, один из известнейших славистов США Блэр Рубл: «В 1990-е годы роль государства ослабла, и россияне начали мигрировать. Зачем жить в Магадане, когда можно жить у Черного моря?» (См:. Интервью директора Института Кеннана, одного из известнейших славистов США Блэра Рубла «Россия идет по иному пути, чем весь остальной мир»).
Последовавший в середине нынешнего десятилетия интенсивный подъем экономики форсировал непропорциональное развитие городов и территорий - как в целом по стране, так и внутри регионов. Граждане, проживающие в крупных городах, отличались значительно большим уровнем достатка, в то время как жизненный уровень их соседей из небольших населенных пунктов, зачастую расположенных в нескольких десятках километров от города-ядра, был на порядок ниже. В результате дополнительно активизировались миграционные процессы.
При этом стоит добавить, что во многих крупных городах наблюдался дефицит рабочий силы: «Если Всемирный банк прав, и через 20 лет России будет не хватать 16-20 млн. рабочих рук, то тогда нужны мигранты. Мигранты чаще всего поселяются в больших городах, это означает, что люди разных этносов поселяются по соседству, и это вызывает проблемы. Люди, которые не испытывают особо дружественных чувств друг к другу, живут рядом, и это приводит к опасности социальных взрывов. Для США, Канады, Бразилии сосуществование этнических меньшинств в городах нормально и привычно, но для России это нечто новое».
Вместе с тем, крупные города, особенно мегаполисы, располагая высоким инвестиционным потенциалом и большими финансовыми возможностями, как правило, исчерпали свои земельные ресурсы.
В частности - им негде строить новое жилье. В результате им остается осваивать дефицитные пустыри, а также сносить под будущие стройплощадки ветхие дома - вместо ведения более эффективной масштабной застройки свободных территорий.
При этом преобладающей в крупных городах точечной застройке зачастую препятствует инфраструктурный дефицит. Эксплуатируемые городские коммуникации рассчитаны на значительно меньшее число потребителей. Более серьезные проблемы в этой связи испытывают инвесторы, желающие построить крупные промышленные предприятия. Помимо дефицита земельных и энергетических ресурсов, которые нужны фабрике или заводу в большем объеме, нежели жилому дому, им необходима развитая дорожно-транспортная инфраструктура для успешного вывоза продукции.
4. Социально-экономический эффект
Как уже показала практика, агломерационные проекты пользуются большим интересом в деловых кругах и среди ряда потенциальных инвесторов, желающих войти в регион (См. краткий обзор основных агломераций Южного Федерального округа на официальном сайте союза промышленников и предпринимателей ЮФО). Таким образом, проводимая государством политика может решить следующие проблемы:
а) Расширить и модернизовать существующую между городами транспортную инфраструктуру (строительство новых автомобильных и железных дорог), что сделает крупные центры для жителей малых населенных пунктов более доступными. В результате население агломерации перестанет стремиться жить в городах-ядрах постоянно, что поможет частично решить проблему равномерного расселения граждан.
б) Развитие дорожной и коммунальной инфраструктуры позволит обустраивать на свободных территориях специальные промышленные зоны. У приходящих инвесторов отпадет необходимость вкладывать колоссальные инвестиции в сети и дороги, что начнет способствовать подъему промышленности, созданию новых рабочих мест для всей агломерации.
в) Формирование агломерации способствует укреплению экономических связей между расположенными поселениями, что неминуемо отразится на общем уровне жизни.
г) Развитие дорожной и коммунальной инфраструктуры позволит крупным городам строить на свободных территориях города-спутники, а также периферийные районы, что станет способствовать решению жилищного вопроса.
Агломерация существует уже сейчас. Строго говоря, агломерация - скопление населенных пунктов, главным образом городских, объединенных интенсивными производственными, хозяйственными и культурными связями. Это процесс в первую очередь демографический и экономический, он происходит независимо от наших пожеланий.
Первый признак, по которому можно утвердительно ответить на вопрос о существовании агломерации, - прочные экономические связи между городами. Второй - маятниковая миграция, то есть регулярное перемещение жителей из одного населенного пункта в другой и обратно, например на работу и учебу. Как известно, сейчас 12,2% ангарчан и 22% шелеховчан ежедневно приезжают в Иркутск на работу и учебу, а по крайней мере один раз в месяц бывают в Иркутске 48,7% жителей Ангарска и 72,3% жителей Шелехова. Сколько людей ежедневно приезжают в Иркутск из других пригородных населенных пунктов - Листвянки, Мегета, Большого Луга и других - пока неизвестно, известно только, что устойчивая маятниковая миграция существует.
С экономической точки зрения агломерация - это крупные рынки, интересные для потенциальных инвесторов. Например, единый потребительский рынок, не зависящий от границ городов. Единый рынок труда и недвижимости. Если транспортные системы достаточно развиты, человек, который работает в Иркутске, может купить себе квартиру в Шелехове, на 30% дешевле, рядом с детским садом и аквапарком, а за покупками ездить в огромный мегаполис - и не испытывать при этом никаких неудобств.
Развитие агломерации - это формирование новых стандартов качества жизни на территории - таких, которые удержат здесь население и привлекут новых жителей.
Первый вывод, который может сделать деловой человек из планов агломерации: в каких-то районах Иркутска (а также Ангарска и Шелехова) жизнь начнет бить ключом, а в каких-то поутихнет. Изменятся транспортные потоки, какие-то районы станут более привлекательными для состоятельных граждан, какие-то - менее.
Вопрос о формировании и развитии городских агломераций в России вновь поставлен на повестку дня и вызывает оживленную дискуссию. С одной стороны, идея широко обсуждается во властных кругах, опередив по популярности некогда модную тему использования кластерного подхода как основного инструмента в развитии территории, а с другой – встречает волну негодования в среде экспертного экономгеографического сообщества.
Очевидно, у столь различных настроений по поводу возможностей управления развитием российских агломераций существуют серьезные фундаментальные основания. На наш взгляд, их можно охарактеризовать следующим образом: если властные структуры начинают рассматривать современную городскую агломерацию в качестве еще одного инструмента управления развитием социально-экономических процессов в России, то их оппоненты в большей степени склоны видеть в агломерации сложный феномен, сложившийся естественным путем. Участвуя в дискуссии, они вполне справедливо обращают внимание на внешние следствия развития агломерации, которые часто носят резко негативный характер – ухудшение экологической ситуации в зонах расселения, упрощение системы расселения и ее сжатие и т.п.
Между тем, представляется, что сегодня необходимо пересмотреть само понимание процессов агломерирования, сложившееся в экспертном сообществе. Устаревшее и редуцированное представление об агломерации приводит к недооценке ее положительных эффектов и значительного числа сфер, на которые она может оказать влияние и которыми руководствуются чиновники и политики, делая сегодня выбор в пользу концепции поддержки развития городских агломерации.
С уверенностью можно сказать – процессы формирования и развития городских агломераций в России носят иной характер, нежели они имели место в 1970-1980-е гг., когда в стране формировались так называемые «промышленные» городские агломерации. Последние складывались в условиях доминировавшей «фордистской» системы организации производства и преобладания в крупных городах административной и производственной функций. В СССР агломерации формировались по принципу удобного объединения групп производств (создающих связанные цепочки добавленной стоимости) и размещения вблизи центров производства необходимых трудовых ресурсов. Например, функциональная организация экономики Ленинграда в полной мере копировалась в каждом из его городов-спутников, с учетом изменения масштабов и административной субординации. Основной связывающей инфраструктурой являлась железная дорога, ориентированная, прежде всего, на перевозки грузов.
Такие агломерации действительно не представляют ценности с точки зрения новых экономических и социальных реалий.
Однако сегодняшний интерес к концепции городской агломерации связан с тем, что экспертами зафиксированы принципиально новые процессы развития крупных городских систем. Они напрямую связаны с вызовами, с которыми сталкивается бурно развивающаяся и обновляющаяся экономика России. Эти вызовы кратко характеризует укрупненное представление о механизмах роста экономики нашей страны в средне- и долгосрочной перспективе (см. рис. 1):
Для обеспечения устойчивых высоких темпов экономического роста Россия должна переходить к развитию на основе так называемого нового «портфеля ресурсов» (человеческий капитал, емкие и динамичные рынки, инновации, высокотехнологичные основные фонды и постиндустриальный тип организации производства). Городские агломерации являются локусами постиндустриальных процессов и в этой связи источниками будущей конкурентоспособности России в глобальной экономике. Поэтому интенсивное развитие крупных городских агломераций должно стать важной задачей в рамках стратегии развития РФ на долгосрочную перспективу.
В рамках исследования ЦСР «Северо-Запад» новых вызовов и процессов, развивающихся в Москве, Санкт-Петербурге и их агломерациях, были выявлены следующие важнейшие этапы развития крупных городских агломераций: (1) индустриальная агломерация, о которой мы уже упоминали; (2) агломерация трансформационного периода (в Западной Европе и США он протекал плавно в течение 1960-1970-х гг. и был связан с переходом к «распределенным» моделям организации производства, развитием сектора услуг и формированием предпосылок для складывания экономики постиндустриального типа, тогда как в России он оказался скоротечным и совпал с быстрой трансформацией всей социально-экономической системы страны в конце 1980-х - начала 1990-х гг.); (3) динамичная агломерация и (4) развитая постиндустриальная агломерация. Краткая характеристика каждого этапа представлена на рис. 2:
Фактически переход от индустриальной агломерации к постиндустриальной проходит три основных фазы. Эти фазы объединяют в себе комплекс реальных социально-экономических процессов (уже произошедших, либо протекающих в настоящий момент в Московской и Санкт-Петербургской агломерациях), изменяющий функциональную и пространственную структуру экономики территории и являющихся основанием для принятия важнейших инвестиционных решений со стороны федеральных и региональных органов власти.
Первая фаза развития предполагает агломерацию (укрупнение) рынка труда. В РФ катализатором трансформации рынка труда стал резкий спад промышленного производства. В наиболее жесткой форме он проявился в небольших промышленных городах. В результате сектор услуг на протяжении всех 1990-х гг. оставался практически единственным направлением, обеспечивающим одновременно рост занятости и адекватный уровень доходов для населения. Наиболее динамичными очагами развития сферы услуг стали центральные районы крупных городов, которые начали «пересобирать» управление потоками товаров, информации, капиталов и трудовых ресурсов.
Следствием этого стало увеличение трудовой маятниковой миграции в центры городов из пригородов: в Москве она резко увеличилась в конце 1980-х – начале 1990-х гг., в Петербурге – в середине 1990-х гг. - и сохраняется на высоком уровне и сейчас. При этом на трудовую маятниковую миграцию из пригородов в центр накладывается потребительская маятниковая миграция. В итоге «вылетные» автомагистрали и пригородные электропоезда мегаполисов перегружены, особенно в часы «пик». По некоторым оценкам, до 50% населения такого города как Гатчина (удаление от Санкт-Петербурга составляет десятки километров) ежедневно отправляется на работу в соседний мегаполис. Все это привело к формированию фактически единого, более мощного во всех отношениях рынка труда складывающейся агломерации.
Вторая фаза перехода к постиндустриальной агломерации состоит в формировании единых рынков торговой, жилой и производственной недвижимости. Ряд функций «ядра» города (потребление, развлечения, производство) перемещается на периферию и в подцентры – там растет спрос на землю и базовые инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение, а также автодорожную инфраструктуру). В Московской и Санкт-Петербургской агломерациях эти процессы протекали крайне интенсивно и привели к складыванию в короткий период времени мощных центров потребления как в ткани самих городов, так и в пригородах, непосредственно прилегающих к «вылетным» автомагистралям.
Характерной особенностью этой фазы является рост благосостояния населения и, как следствие, рост автомобилизации и мобильности жителей. Теперь они готовы не только совершать длительные поездки за город за покупками, но и более охотно меняют место жительства. В результате, Московская Кольцевая автодорога (МКАД) и Кольцевая автодорога (КАД) в Санкт-Петербурге выполняют не только и не столько функцию объездных автодорог, но являются фактически элементом единого транспортного каркаса агломераций: на МКАД и КАД складываются пояса торгово-развлекательных (ТРК) и логистических комплексов. Такие ТРК появляются и в основных горо, дах-спутниках. Новые заводы, ориентированные на рынок Москвы, производители размещают главным образом в Подмосковье, стремясь снизить, затраты на землю, недвижимость и трудовые ресурсы. С конца 1990-х гг. Москва и Подмосковье переживают бум комплексной жилой застройки. Примером схожих процессов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области является проект комплексной жилой застройки Кудрово.
Городские агломерации начали появляться с давних времен. Они образуются и растут и по сей день. Стоит объяснить, что означает термин «агломерация». Самое простое определение: «агломерация - это компактная пространственная совокупность поселений, объединенных интенсивными производственными и культурными связями».
Вопрос создания городских агломераций в последнее время стал одним из самых актуальных и часто обсуждаемых. Причем интересует он самые широкие слои населения. По данной теме проводятся научно-практические конференции, издаются специальные выпуски журналов, проходят заседания региональных правительств. Данный вопрос оказался у всех на слуху после того, как Минрегион в 2007 году заявил, что крупные городские агломерации должны стать частью долгосрочной стратегии развития России.
Если крупные города были названы чудовищами, приговорёнными к непрерывному росту (по выражению французских географов Ж. Божё-Гортье и Ж. Шабо), то агломерации - близкие скопления городов - являются настоящими титанами. Многих такой рост пугает, результатом чего служит яростная критика таких образований. Агломерации считают результатом несистематичного роста городов, растекающемуся как маслянистое пятно. Разбухающий мегаполис, поглощающий скопление окружающих его поселений-спутников уподобляют губительным болезням или стихийным силам природы. Это как сошедшая лавина или неудержимое наводнение, сметающее все, что станет на пути. Исследователь агломераций Мишель Руж назвал агломерации «раковой формой градостроительных образований».
Известны и обратные точки зрения. Агломерации описываются как оптимальные формы современного расселения, с глубоким будущим, полагая, что они решат проблему несистемных расселений и улучшат жизненные условия.
Диапазон мнений, сильный разброс оценок отнюдь не случайны. Это объясняется тем что, как и город, агломерация -- очень противоречива в своей сути и соединяет, и очевидные отрицательные, и несомненно положительные черты.
Несмотря на то, как люди воспринимаю агломерации, они - неизбежная реальность, следующая законам развития. На сегодняшний день во многих странах, не города, а городские агломерации -- основная форма расселения. И они продолжают множиться в числе и размерах. По оценкам московского проектного института «Гипрогор», 34 наиболее крупные агломерации России, занимая только 153,7 тыс. км2, сосредоточивают 50,5 млн. человек, т.е. 1/3 населения страны.
Главные преимущества агломерации - возможность всех ее жителей пользоваться услугами, доступными проживающим в крупных городах, и более широкий, чем в отдельном поселении, выбор места работы.
Надо сказать, что в России сегодня обсуждаются перспективы Московской, Иркутской, Красноярской, Челябинской, Владивостокской, Томской и других агломераций. В любом случае интерес к агломерациям - это интерес к поиску дополнительных возможностей развития вне рамок формальных административно-территориальных границ. В современных условиях агломерация дает возможности для повышения эффективности использования трудового потенциала, наращивания человеческого капитала, повышения качества жизни. А это мощные факторы роста конкурентоспособности и привлекательности территориальных систем.
В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей.
Таковы городские агломерации - быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Можно сказать, что «глобальные города»-агломерации стали центрами современного мира стали «глобальные города» - агломерации, наделенные колоссальными финансовыми и политическими функциями. Ни одно государство не может быть в числе лидеров, если не имеет хотя бы одного «глобального города». Даже поверхностное знакомство со статистикой позволяет понять, что экономический потенциал глобальных городов огромен. Их первая десятка дает свыше 1/10 всего ВВП мира .
Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов» . Однако наиболее употребляемое понятие «городская агломерация».
В настоящий момент нет общепринятого определения городской агломерации. Между тем понятие агломерации значимо не только для теоретиков, но и для практиков, которым в конкретных случаях необходимо определять, относится ли некоторая территория (поселение) к агломерации. От ответа на этот вопрос зависит не только формирование стратегий, но и элементарная статистика.
Термин агломерация (от лат. agglome-rare - присоединять, накоплять) - англ. agglomeration; нем. Agglomeration, применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.
В экономической географии разных стран данное понятие определяется различными терминами. Общим для всех этих понятий является то, что все они характеризуют совокупность населенных пунктов, между которыми существуют функциональные связи. При этом во всех странах установлены четкие критерии, по которым то или иное скопление населенных пунктов можно отнести к городским агломерациям.
Необходимо разобраться в природе городской агломерации, с этой целью, рассмотрим критерии, по которым скопления населенных пунктов относят к агломерациям.
Этими критериями обычно являются численность населения центрального города, объемы маятниковых миграций, плотность населения территории.
В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.
Рассмотрим данные в литературе определения слову «агломерация».
В отечественной географии под агломерацией понимают скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Данное определение было сформулировано в конце 50-х - начале 60-х гг. Г. М. Лаппо и В. Г. Давидовичем , а затем закреплено в Большой Советской Энциклопедии.
По Н.В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .
Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация - система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации - это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.
В соответствии с определением, агломерацию отличает общность повседневной жизни населения ее территории, наличие ежедневных трудовых маятниковых миграции в будние дни, использование единого набора рекреационных объектов по выходным.
Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации - дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.
Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.
Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других - ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).
Харченко К. В. подчеркивает, что внешний контекст понятия агломерации очерчивается понятиями город, окраина, пригород, сельская местность, регион. В пространственном отношении агломерация включает весь пригород (реже отдельные пригородные зоны) и часть сельской местности (в зависимости от ориентаций ее жителей), т.е. некоторую долю территории региона. В содержательном плане жизнь в пределах агломерации может не отличаться от жизни на городских окраинах .
Иногда пространственный аспект агломерации определяют через единство признаков приближенности и отдаленности по отношению к городу-ядру. Так, Е.Н. Королева отмечает, что «в отечественной науке под агломерацией понимается территориальная группировка городских и сельских поселений, сближенных, но разделенных пространственными разрывами» . Все же развитие транспортных и информационных коммуникаций приводит к тому, что фактор близости расстояния перестает играть ключевую роль в определении профиля территории: входить в агломерацию могут и относительно удаленные поселения. Отдаленность - также не характерный признак, поскольку интенсивное строительство как в городе, так и в пригороде приводит к сокращению разрывов между поселениями.
Трудность в определении понятия агломерации состоит в том, что мнения на этот счет тяготеют к двум полюсам: является ли агломерация сплошной территорией вокруг города-ядра или же она представляет собой совокупность очагов городской среды среди сельской местности.
Выбор определенной позиции на этот счет важен постольку, поскольку определяет дальнейшее понимание агломерационных процессов. Так, вопрос состоит в том, можно ли признать роль субъективного фактора (представлений жителей) в определении внешней границы агломерации, а также в том, какой признак отнесения территории к агломерации является первичным, территориальный или функциональный. В первом случае во главу угла будут поставлены пространственные факторы, а во втором - социальные (специализация территории, род занятий населения, соотношение между работающими и проживающими на данной территории).
С формальной точки зрения к агломерации можно отнести некоторую сплошную территорию, отвечающую одному из следующих признаков:
транспортная доступность в течение определенного времени, например, одного часа ;
административное соответствие нескольким муниципальным районам, прилегающим к району города-ядра.
Данный подход имеет право на существование, поскольку предлагает четкие объективные критерии. Все же сфера его применения - макромасштаб, например, рамки стратегии развития региона. Если же опуститься на уровень ниже, понимание агломерации как сплошной территории обнаружит целый ряд недостатков.
В пригородную зону входят территории, существенно различающиеся по своему назначению. Помимо поселков с городским укладом жизни, это могут быть следующие типы территорий:
села, население которых занято в аграрной сфере, ничем не отличающиеся от удаленных районов;
дачные поселки, в которых большинство строений пригодны лишь для сезонного проживания;
коттеджные поселки, т.е. благоустроенное «второе» жилье;
иные территории индивидуального жилищного строительства (например, дома молодых семей - участников ипотечных программ; единственное жилье, предназначенные для постоянного проживания).
Понимание агломерации как совокупности очагов городской среды добавляет к определению данного понятия такой характерный признак, как непостоянство внешних границ. Это означает, что с течением времени в орбиту города-ядра могут включаться новые поселения (теоретически возможен и обратный процесс), и при этом определяющим фактором будут не административные решения, а совокупная воля людей как результирующая действий индивидов.
Качественным признаком агломерации является объединение входящих в нее поселений в динамичную систему многообразных связей. Характер этих связей определяет, будет ли агломерирование территории социальной проблемой или же источником экономического роста.
Наиболее типичная связь для российских агломераций - маятниковая миграция большинства населения, направленная в сторону города-ядра. Отметим, что собственно маятниковая миграция не должна быть «качественным признаком» агломерации в силу отрицательных эффектов -лишних затрат времени людей, нагрузки на природную среду. Более того, избегать маятниковой миграции нужно даже в границах собственно города, развивая рабочие места и социальную инфраструктуру на окраинах .
Для российских реалий признак транспортной доступности является определяющим в формировании агломерации: в самом деле, без развитого общественного транспорта маятниковая миграция исчезнет, и если поселение не сможет быть самодостаточным, оно исчезнет по причине миграции в строгом смысле этого слова.
В настоящее время все большую актуальность приобретает экономический, институциональный анализ агломерационных процессов, анализ и прогнозирование внешних эффектов. Процессы агломерации в институциональном значении характеризуются следующим образом. Агломерация предполагает создание принципиально новой системы управления территориальным развитием и планированием. Агломерация предполагает выстраивание договорных отношений самостоятельных муниципалитетов относительно предметов общего интереса, например общих экономических или инфраструктурных процессов. Мировой опыт свидетельствует, что агломерации, создаваемые по административной инициативе, как правило, неустойчивы и распадаются при завершении административного вмешательства и финансирования.
В качестве основных способов ускорения агломерационных процессов в публикациях называются :
* форсированное развитие транспортных и коммуникационных инфраструктур, создание общих логистических центров;
* координация системы территориального развития и использования земель, согласованная экологическая политика;
* реализация проектов, направленных на расширение «узких мест» в ресурсном обеспечении агломерации (обеспечение стройматериалами, электроэнергией, водой и др.);
* развитие социокультурного пространства.
Формирование крупных современных агломераций обеспечивает следующие эффекты. Во-первых, агломерация увеличивает для населения возможность доступа к научной, производственной и культурной информации, возможность выбора вида работ, доступа к учебным, медицинским и культурным заведениям. Во-вторых, эффект масштаба для региональной экономики, современные форматы торговли, перспективные производства товаров потребительского рынка и, что самое важное, - сектор услуг. Возникновение агломерации создает как возможность прихода в регион крупного бизнеса, так и возможности для местных компаний дорасти до уровня лидеров рынка.
В-третьих, создание емкого и разнообразного рынка труда. У людей появляется возможность быстро найти работу, отвечающую их квалификации и личной жизненной стратегии. В-четвертых, «инфраструктурный эффект», который имеет важнейшее значение.
Проекты строительства новых энергомощностей, мощных транспортных комплексов - портов, аэропортов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов - оправданы и имеют большую экономическую отдачу именно для агломераций. То же касается образовательной и особенно инновационной инфраструктуры.
Положительные эффекты агломерации описаны в публикациях Losch A., 1944, Maier G., Todtling F., 1992, Giffinger R., 2004 и др.
В результате создаются условия ускоренного социально- экономического развития территорий, что позволяет «ядрам» агломераций повысить собственный статус в городской и региональной иерархии.
Необходимо так же сказать, что современные российские агломерации - дети советской системы. Тогда города часто основывались в труднодоступных районах, богатых нефтью и газом, обеспечение их функционирования чрезвычайно затратно. Большое число городов имеет единственное градообразующее предприятие. Ряд мегаполисов имеет крупные промышленные объекты, расположенные в центральных районах. Вокруг многих городов находятся дачные поселки.
Но нашим агломерациям присущи и общемировые черты: развитие рынка земли и недвижимости, отражающего реальную стоимость объектов в различных районах; постепенное выведение крупных промышленных производств на окраины; развитие транспортного сообщения между центром и окраинами; другие приспособления городской среды к нуждам населения.
Необходимо отметить, что при обсуждении перспектив образования агломераций в России существенно меньшее внимание уделяется исследованию отрицательных внешних эффектов агломерации. Это мешает систематизировать практический опыт в целях регулирования и прогнозирования агломерационных процессов. В этой связи представляют интерес результаты исследований социально-экономической реструктуризации, происходящей в городе Перми и соседних муниципальных районах.
Итак, городская агломерация -- компактная пространственная группировка поселений, объединенных многообразными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как правило, она возникает вокруг города-ядра. Среди поселений, входящих в агломерацию, часто фигурируют города-спутники.
К основным признакам агломерации относятся:
Плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек);
Маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб;
Доля работающих вне места жительства;
Количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром;
Число телефонных разговоров с центром;
Производственные связи;
Связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.)
Всплеск интереса к агломерациям в России обусловлен рядом причин, связанных с ролью городов в современном обществе, с возникновением новых процессов развития крупных городских систем. Сегодня, в посткризисное время, эта проблематика приобретает особо приоритетное значение, что связано с проведением в России новой территориальной политики, предполагающей формирование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе, особенно в контексте ухода от сырьевой модели экономического роста.
В.В. Путин в статье «О наших экономических задачах» (январь 2012 года) отметил, что «освоение территории России надо начинать с земель вокруг крупных экономических центров. Расширение «агломерационного радиуса» наших городов в 1,5-2 раза увеличит доступную территорию в несколько раз. Это позволит полностью преодолеть ее дефицит, снизить стоимость жилых и производственных помещений на 20-30%. Это позволит также значительно поднять и доходность пригородного сельского хозяйства, и качество жизни работников аграрного сектора».
Специфика нашей страны, это - масштабность пространства, последовательность формирования государственной территории, степень освоенности, уровень социально-экономического развития и сформированности систем городов, пространственным рисунком расселения, ход урбанизации и т.д.
Данные Всероссийской переписи населения 2010 года, показывают, что Россия остается урбанизированной страной. Доля городского населения в 2010 году составила 73,7% (против 73,3 переписи 2002 г.). Численность населения при этом сократилась в 63, но в 20 регионах увеличилась, при этом внутрирегиональная динамика численности показывает, что областные центры по-прежнему активно интегрируют сельское население. Так, в Красноярском крае с 2002 г. численность населения сократилась на 137,8 тыс. человек (на 4,6%), в то время как количество жителей Красноярска за этот же период выросло на 65,3 тыс. (7,2%) - до 974,7 тыс. Городом-миллионником Красноярск стал в 2012 году.
Процесс урбанизации в России также имеет свои особенности, обусловленные слабым рынком земли и недвижимости, централизованным планированием. Переход к рыночным отношениям вызвал серьезные изменения в развитии городов. Так, спад промышленного производства привел к резкому росту безработицы, неполной занятости населения и бедности в крупных городах. В результате города стали местами концентрации социальных проблем. Кроме того, конец эпохи индустриализации и быстрое развитие сектора услуг положили начало этапу субурбанизации, который в России происходит более быстрыми темпами, чем в странах, где данный процесс происходил эволюционно.
Отличительной особенностью развития российских городов является маятниковая миграция: жители пригородов вынуждены искать работу в городе, а горожане, наоборот, начинают постепенно приобретать недвижимость за городом, где сохраняются обширные пространства, занятые дачными участками. Часть из них используется лишь в летний период, часть перестраивается и превращается в полноценные загородные дома, предназначенные для круглогодичного проживания.
В последние годы субурбанизация в России характеризуется наличием двух параллельных процессов. С одной стороны, дачные поселки перестают быть лишь местом летнего отдыха и источником продуктов питания, они начинают застраиваться домами для круглогодичного проживания. С другой стороны, наблюдаются активная застройка свободных земельных участков в пригородах коттеджами и образование поселений другого рода. Различие данных процессов заключается в том, что в первом случае речь идет в основном об индивидуальном жилищном строительстве, осуществляемом владельцами или арендаторами земельных участков для собственных нужд.
Российская субурбанизация также имеет свои особенности. Так, если в европейских странах городские жители, переезжая в пригороды, продавали свое жилье в городе, и загородный дом для них становился основным местом жительства, то в России, как правило, он становится вторым домом, поскольку, переезжая в коттедж, люди предпочитают сохранять городские квартиры.
Агломерационные процессы в России развиваются в нескольких направлениях. Среди официально заявленных проектов агломераций наиболее динамично развиваются и изучаются ситуации в центральной части России. В то время как Западная и Восточная Сибирь имеют иные масштабы пространств, иной рисунок городской сети. В Европейской части сеть городов охватывает почти все пространство, образуя агломерационные сгущения в главных узлах расселения. Из городских агломераций России, выделенных П.М. Поляном и Т.И. Селивановой более 80% находятся в Европейской части, где сеть городов охватывает почти все пространство, образуя агломерационные сгущения в главных узлах расселения.
Концентрация населения в агломерациях дает возможность использовать фактор численности населения как средство социально-культурного и торгового развития, потому что рост числа жителей, переваливающий за миллион, делает эти поселения инвестиционно привлекательными для прихода сюда крупных торговых сетевых структур, приносящих широкий ассортимент товаров и услуг. Каждый из городов агломерации в отдельности не способен обеспечить экономическую выгодность существования мощных развлекательных и культурных учреждений и, как следствие, разнообразие форм досуга, развлечений и информации, экономически привлекательную среду для малого бизнеса и т.п., и лишь объединение их в рамках единой структуры управления способно инициировать реализацию крупных инвестиционных проектов. Кроме того, агломерации создают более гибкий рынок рабочей силы, так как предоставляют отдельному человеку более широкий выбор мест приложения труда и стимулируют его к тому, чтобы переучиваться и адаптироваться к изменяющемуся балансу возникающих, «сжимающихся» и расширяющихся видов деятельности.
В настоящее время большой интерес вызывают перспективы формирования и развития крупных городских агломераций Сибири, поскольку потребность Сибири и Дальнего Востока в крупных центрах по сравнению с западной частью России гораздо больше. Так, в «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации», указывается на то, что «для реализации экономического потенциала Сибири необходимо транспортное и энергетическое обеспечение комплексного развития всех крупных городов и агломераций (Красноярск, Иркутск, Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул) как опорного каркаса расселения в «коридоре» от Поволжья до Дальнего Востока с учетом укрепления международного железнодорожного транспортного коридора между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Европой, обустройства пограничных переходов на границе с Китаем, Монголией и Казахстаном».
Таким образом, городские агломерации - это сложный и комплексный объект, особенностью которого является наличие тесных экономических, социальных, экологических взаимосвязей между входящими в него территориями. Главные преимущества агломерации - возможность для всех ее жителей пользоваться услугами, доступными в крупных городах, и более широкий, чем в отдельном поселении, выбор места работы.
Уникальные стартовые позиции с точки зрения как социальной и экономической подготовленности территорий, так и протекающих там естественных процессов развития и объединения городских образований, имеют потенциальные сибирские агломерации.
Целенаправленное формирование современных городских агломераций в Сибири с высоким качеством урбанистической среды позволит замедлить процесс миграции населения в европейскую часть России и привлечь трудовые ресурсы из ближнего зарубежья. Именно сибирские города-миллионеры могут стать реальными «узлами» социально-культурного и экономического каркаса, соединяющего европейскую и азиатскую части страны. В этом смысле стратегии развития городских агломераций Сибири имеют не только региональный, но и государственный масштаб.