Демографическое положение в китае. Китаю угрожает демографический кризис
Демографические проблемы Китая стали объектом повышенного интереса - «Блумберг» в феврале опубликовал уже две статьи по этой теме. Первая из них , с броским заголовком о «новой долговой бомбе», посвящена трудовой демографии и не жалеет мрачных красок для описания ситуации. Во второй описывается ситуация с рождаемостью.
Поводом для такого внимания, вероятно, стало неожиданно низкое число родившихся в 2017 году. Напомню, что в 2014 году правительство КНР значительно смягчило политику «одна семья - один ребенок», а в 2015 отказалось от нее полностью. Эти шаги были предприняты для коррекции «демографической ямы» и дисбаланса в структуре населения страны.
Однако спущенное «сверху» разрешение сработало не так хорошо, как надеялись власти. В 2016 на свет родилось 17,86 миллионов китайцев - на 1,3 млн. больше, чем в 2015, и всё-таки чуть-чуть не дотягивая до правительственного плана (18 млн.). План на 2017 был еще выше: 20 млн. новорожденных, и демография позволяла такой оптимистичный прогноз. Но реальность оказалась гораздо суровее к планам: в прошлом году в стране родилось всего 17,23 млн. детей.
По расчетам демографов, 2017 должен был стать пиковым для рождений, после чего ситуация становилась всё менее благоприятной. Теперь понятно, что пик был пройден еще в 2016. В целом, демографические тренды Китая не показывают каких-то аномалий, повторяя путь, уже пройденный развитыми странами. Возможно, несколько необычно сейчас выглядит ситуация с составом семьи. Следующий график показывает разделение родившихся на первого и второго ребенка в семье:
Видно, что отмена ограничений на второго ребенка подействовала как положено: число их рождений резко выросло в 2016 и продолжило рост в 2017. Однако пары всё реже решаются заводить первого ребенка ! Удивительно, но число родившихся первенцев в прошлом году было ниже, чем родившихся вторыми по счету детей.
Если отбросить общие социокультурные тренды, китайцы называют несколько конкретных причин, по которым семьи не торопятся обзаводиться детьми. Одной из наиболее часто звучащих является высокая стоимость дополнительного образования . Дело в том, что китайские родители, желая «по максимуму» развить потенциал своего чада, стремятся записать его сразу на 3-4 секции: английский язык, танцы, рисование и т. д.
Всё это стоит немалых денег. “Сhina Daily” в своей статье приводит примеры семей, которые тратят на эти цели 4 тыс. - 5 тыс. юаней в месяц ($600-$800 ). При том, что зарабатывают родители в сумме 12 тыс. - 15 тыс. юаней. И это наверняка вполне обычное соотношение. Недавнее исследование показало, что в городах 14,3% расходов домохозяйств приходится на обучение детей. Если же мы учтем бездетные семьи и старшее поколение, эта доля будет еще больше.
Cпортивные секции - еще одно популярное направление расходов для китайских родителей
Второй момент - высокие цены на жильё. В Пекине квадратный метр новостроек (расположенных на окраинах) стоит в среднем $6000 , вторичного жилья - больше $9000 . Жёсткое регулирование ипотечного кредита еще сильнее уменьшает доступность жилой площади.
В целом, согласно проведенному опросу, 82% пар в возрасте до 35 лет называют неподъёмные расходы в качестве главной причины, по которой они воздерживаются от заведения второго ребенка. Еще одним фактором является нежелание уделять подрастающему малышу большое количество времени: карьера для современных китайцев стоит выше материнских и отцовских инстинктов.
Всё это - достаточно фундаментальные проблемы, и эксперты признают, что правительству вряд ли удастся серьезно повлиять на ситуацию с рождаемостью. Давайте теперь обратимся к теме рабочей силы и тем вызовам, которые ждут китайскую экономику.
Статья от «Блумберга» обращает внимание на вопрос с пенсионным обеспечением. С ростом продолжительности жизни доля населения старше 60 лет увеличилась с 3,0% в 2000 до 13,3% в 2010. Ожидается, что в 2030 она составит 24% . Параллельно этим процессам правительство КНР внедряло и продолжает усиливать пенсионную систему.
Очевидно, что объем требуемых пенсионных выплат за последнее время увеличился на порядок. Вот уже несколько лет средств, собираемых Пенсионным фондом, не хватает для исполнения всех обязательств . Дефицит вынужден покрывать государственный бюджет. А размер этого дефицита растет угрожающими темпами. 2014 - 0,17% ВВП; 2015 - 0,29% ВВП; 2016 - 0,45% ВВП.
В 2016 расходы Пенсионного фонда на 17% превышали его доходы, «разрыв» достиг 338 млрд. юаней. Перспективы выглядят еще мрачнее. Ожидается, что в нынешнем году он составит 600 млрд. юаней, а в 2019 может вырасти до 1,2 трлн. Такой скачок может объясняться принятием новых обязательств: до 2020 правительство обязалось охватить достойными пенсиями сельских жителей.
Помимо этого, растущий уровень жизни дает почву ожиданиям пропорциональной индексации пенсий. Власти страны пока намерены оправдывать эти ожидания, о чем недавно заявлял премьер Ли Кэцян.
В качестве меры, направленной на стабилизацию финансового положения Пенсионного фонда, было объявлено о переводе в него 10%-ной доли акций некоторых крупных госпредприятий. Насколько такой шаг адекватен и соразмерен масштабу проблем, пока сказать сложно - деталей об этом решении немного.
Скорее всего, дальнейший рост пенсионной нагрузки поставит ребром вопрос об увеличении отчислений с предприятий и работников. Сейчас относительно низкую стоимость китайского труда частично «спонсирует» государство. Впрочем, это обыденная ситуация для современных стран, разве что стареющие западные экономики имеют более высокий уровень жизни.
Но как эти демографические тренды будут влиять на количество доступной рабочей силы в Китае? “Блумберг“ нагнетает страха - дескать, с такой низкой рождаемостью рабочая сила будет сокращаться, а нагрузка на трудоспособное население станет обременительной.
Доля истины в этом есть. Однако давайте обратимся к недавней публикации международного коллектива авторов. Работа посвящена исследованию различных сценариев повышения пенсионного возраста в КНР, но она изобилует деталями, важными для более точного понимания китайского рынка труда.
И самая главный момент, который необходимо понимать - это то, что рабочая сила Китая делится на две очень разные части. А именно, сельскую и городскую. Доля сельского населения в 2016 составляла около 43% . Жители здесь заняты в основном тяжелым примитивным ручным трудом на рисовых полях и наделах других злаковых культур. Механизация сельского хозяйства в КНР растёт не слишком высокими темпами.
Ручная жатва риса в Китае
Зато семимильными шагами развивается другой Китай, городской. Весь этот фантастический рывок в экономике и превращение из нищей страны в сверхдержаву - заслуга китайского города. Именно здесь создается и укрепляется экономическое будущее страны. Соответственно, в первую очередь необходимо рассматривать городскую рабочую силу Китая .
Авторы публикации идут даже дальше и сосредотачиваются исключительно на урбанизированной части рабсилы. Так становится более очевидным основной фактор противодействия неблагоприятным трендам: «сельский демографический дивиденд». Или, другими словами, продолжение процессов урбанизации , увеличивающее численность экономически активного населения в городах.
По подсчетам авторов, в 2030 оно вырастет на 17% от уровня 2010. В 2030-2040 - еще на 5% . После чего его численность стабилизируется - источник «дивиденда» иссякнет. Тем не менее, это очень существенный приток. Производительность городских рабочих мест в разы выше, чем сельских, что будет и поддерживать рост экономики, и смягчать негативные эффекты старения населения.
Вероятно, что в 2040-ых Китай ожидает не стабилизация, а небольшое сокращение рабсилы. Авторы исходят из очень оптимистичной оценки коэффициента фертильности в городской местности: 1,72. В других работах превалируют значения около 1,6. Но и это число может быть завышено. В Шанхае и Пекине - наиболее развитых и богатых, «передовых» мегаполисах, которые должны хорошо отражать особенности будущего китайского среднего класса, этот коэффициент сейчас опустился ниже 1 .
Вторая важная тема - это образование . Здесь стоит привести табличку:
Предпоследняя колонка показывает долю молодёжи, получающую среднее образование, последняя - высшее. Отчетливо видно, что молодые работники, пополняющие ряды экономически активного населения, обладают гораздо более обширным багажом знаний - значит, и потенциалом. Десятилетняя разница между возрастными когортами выливается в почти двукратный рост долей молодежи со средним и с высшим образованием.
Причем распространенность высшего образования будет расти и дальше. Авторы описываемой работы прогнозируют, что для городского населения она вырастет до 58% . Можно считать, что это будет новый «дивиденд» для китайской экономики: образовательный.
Наконец, собственно сценарии повышения пенсионного возраста. Авторы ожидают, что к 2050 средняя продолжительность жизни вырастет до 81,8 лет (74 года в 2010). А выходят на пенсию китайские горожане сейчас в 60 лет, горожанки - в 55 (специалисты и служащие) или 50 (другие категории). Так что более поздний выход на пенсию напрашивается сам собой.
В зависимости от выбранного пути пенсионной реформы, дополнительный рост рабочей силы может составить 17%-32% по сравнению с текущей схемой. Существенно снизится и нагрузка на пенсионный фонд.
Конечно, в Китае, как и везде в мире, подобная мера является очень непопулярной. У руководства КНР, по крайней мере, есть политическая воля, чтобы проводить политику в данной области сообразно тем требованиям, которые предъявляет демографическая ситуация. В целом же перечисленные моменты говорят в пользу того, что до 2040-ых значительных проблем с трудовыми ресурсами в Китае не возникнет.
Китай - это общепризнанный демографический гигант, которому нет равных. С древнейших времен Китай справедливо считался одним из самых многочисленных государств, которое невозможно догнать по определению.
Однако в начале двадцать первого века ситуация в Китае оказывается уже не столь однозначной, как представлялась раньше. Политика государства в последней трети двадцатого столетия стала очень жесткой, в особенности программа «Одна семья - один ребенок». Китай на фоне общемировой демографической тенденции стал терять население. А это привело не только к позитивным, но и к негативным последствиям
Реализация указа о небольших семьях
Жесткая демографическая политика коммунистическим руководством Китая проводилась на протяжении второй половины двадцатого века, но особенно ужесточилась она в семидесятые годы прошлого столетия. Такие действия государства объясняются тем, что в тот период в Китае было слишком большое количество многодетных семей. Из-за этого ухудшалась экономика всей страны, падал уровень жизни многочисленного населения. Очень сложно было содержать многодетные семьи - для них просто не хватало квадратных метров жилья даже для самой скромной жизни. Тем более подобные семьи нуждались в заботе государства, социальных льготах и так далее.
Ребенку - все лучшее
Для молодых семей с одним ребенком было запланировано все лучшее, что могло в то время предложить государство. А вот для родителей, у которых случайно или преднамеренно появлялись еще дети, наказание в виде штрафа соответствовало нескольким средним годовым доходам региона постоянного проживания. Незадачливым родителям буквально приходилось выкупать своих детей.
Деятельность государства в Китае, выразившаяся в лозунге «Одна семья - один ребенок», сводилась к сокращению населения к 2000 г. до общего количества 1,2 млрд человек. Пропагандировались административные действия, активно вводились средства контрацепции, стали массовыми аборты. Так боролись с «ненавистным прошлым».
Да и в принципе содержать такое население стало очень сложно. Тогда статистики подсчитали, что количество китайцев скоро станет таким, что страна просто не выживет. Сложно было вводить политику и потому, что в Китае было традиционным иметь большую семью. Да и так как для населения не предусмотрены государственные пенсии, содержать престарелых родителей предстояло подросшим дочерям и сыновьям, - именно поэтому рожали троих-четверых и более детей.
Причины «бэби-бума» в ХХ ст.
Китаю проблема перенаселения был известна с эпохи самураев. Они активно проводили политику расширения земельных владений, а их супруги развивали семейный уклад и рожали наследников. Китайская традиция больших семей начала активно культивироваться после кровопролитной Второй мировой войны. В тот период власти страны, понимая, что в мире в военную эпоху население сократилось, а в Китае необходимо повышать экономический уровень, принялись придерживаться тактики многодетных семей. Особенно культивировалось появление в семье 3-4 детей.
Однако когда численность китайцев стала увеличиваться слишком уж быстрыми темпами, постепенно начали предприниматься попытки эти темпы снизить, внедрялись разные меры ограничения для больших семей. И самой болезненной мерой влияния на сложившееся демографическое положение в стране стала тактика «Одна семья - один ребенок». Официально политику приняли в качестве государственного курса в 1979 г.
Китайская статистика
Политика снижения рождаемости в Китае уже в то время имела определенные скрытые изъяны и недочеты. Все определялось спецификой учета численности населения. В Китае нет процесса регистрации новорожденных детей, как в России, а учет проводится лишь по числу умерших в семье родственников за прошедший календарный год. Однако подобный подход обостряет проблему точного объема населения в Китае, считается, что сейчас оно не такое, как имеющиеся официальные данные.
Государственный курс «Одна семья - один ребенок» сразу же встретился с затруднениями в виде гендерной проблемы. В Китае, как в сугубо азиатской стране, не настолько положительное отношение к женщине, как в Европе. В Азии женщины в социальном отношении на порядок ниже, чем мужчины. Из-за этого, когда в семье первенцем была девочка, ее отец и мать стремились любыми путями (в том числе и не совсем законными) получить официальное разрешение на рождение еще одного ребенка. Еще от беременности девочкой родители пытались избавиться, так как понимали, что подросшей дочери придется на своих хрупких плечах нести полную ответственность за престарелых родителей. В результате всего этого возникла ситуация, когда именно власти решали, кому заводить еще одного ребенка, а кому достаточно одного малыша.
Экономические последствия
В развитии курса «Одна семья - один ребенок» государство все-таки получило некоторые позитивные моменты. На единственного ребенка власти тратят существенно меньше ресурсов, чем на нескольких. Из-за этого не существует острой проблемы увеличения заработной платы, и в итоге продолжает сохраняться дешевый труд при достаточно большой работоспособности китайцев. Возрастной состав населения изменился, также немного поменялась политика финансирования китайских семей. К тому же женщины, не обязанные длительно находиться в семье для воспитания детей, могли больше уделять внимания работе на предприятиях, что также позитивно повлияло на благоприятное экономическое развитие государства. И самим властям больше не нужно было искать ресурсы, чтобы кормить и обучать сразу нескольких детей.
Эти стороны жизни имели положительный аспект, и в какое-то время страна даже оказалась в идеальных условиях, когда несовершеннолетних жителей оказалось немного, а стариков было еще мало. Но в конечном итоге курс «Одна семья - один ребенок» постепенно выявил и свои отрицательные стороны. Появились проблемы, о которых даже не думали.
Избыток стариков
В период незначительного количества пожилых жителей власти не рассчитывали, что случится в недалеком будущем, и практически все были удовлетворены законом «Одна семья - один ребенок». Но время шло. Негативные стороны проявились в начале двадцать первого века: возрастной состав населения изменился, пожилых жителей стало гораздо больше. За этими людьми теперь предстояло ухаживать, но заниматься этим было некому. Трудоспособные китайцы зарабатывали на жизнь, а молодежи стало недостаточно.
Власти также были не готовы к обеспечению стариков. Выплаты пенсий оказались недостаточными. Из-за этого, дожив до 70 лет, часть жителей продолжала работать, чтобы обеспечивать себя.
Обострилась проблема одиноких пожилых китайцев. Появилась новая, довольно тяжелая обязанность структуры социальных служб по контролю за стариками. Нередко случалось так, что в семье жил один человек, который уже был не в состоянии справиться с обязанностями хозяина и возникающими бытовыми работами.
Дети
Другим негативным последствием демографической политики Китая стала педагогическая проблема воспитания подрастающих детей. Конечно, возможностей хорошо воспитать единственного ребенка, предоставить ему нужные средства и ресурсы, существенно больше, чем сделать это для нескольких. Но вскоре стало заметно, что дети стали чересчур эгоистичными. Известен случай, когда мать забеременела еще одним ребенком, и дочка-подросток предъявила ей условие: или мама делает немедленно аборт, или девочка убивает себя. Такое поведение было связано с понятным эгоистичным чувством пользоваться родительской опекой и не разделять его с другим ребенком.
Проблема селективных (гендерных) абортов
Демографические показатели находились под влиянием отношения жителей Поднебесной к женщинам, а также существующему ограничению на число детей в семье. Понятно, что отец и мать хотели, чтобы у них родился мальчик. Но пол невозможно заказать, поэтому часть родителей принялись искать возможность определения пола еще во время беременности, чтобы избавиться от ребенка, если окажется, что супруги ждут девочку.
Возникли незаконные медицинские услуги по проведению УЗИ для уточнения пола плода, хотя это и было запрещено государством. Курс «Одна семья - один ребенок» в итоге спровоцировал рост селективных (гендерных) абортов, которые стали обычным явлением у женщин Китая (страна и сегодня является мировым лидером по количеству абортов).
Женский вопрос
Итак, в Китае укрепилось положение: один ребенок в семье. Хорошо или плохо сказалась такая политика на положении женщин? После резкого увеличения рождаемости мальчиков в Китае значительно сократилось число девочек. Первоначально эта ситуация не казалась особо проблематичной. Ведь гораздо «полезней» воспитывать мальчика, который в старости будет кормильцем для родителей. Политика даже в отдельных правящих кругах получила другое название: «Одна семья - один ребенок с высшим образованием». Отец и мать гордились возможностью дать именно сыну хорошее образование, поскольку у них нашлись средства обучать его.
Но впоследствии выявилось, что девушек становится мало, а представителей сильного пола слишком много. Так, зародилась еще одна острая проблема - поиск жены. В Китае из-за этого начал активно развиваться нетрадиционный секс. Отдельные статистические исследования показывают, что молодые люди, вступающие в однополые связи, не отрицают традиционный брак, если найдется такая возможность. На сегодня превышение мужского населения над женским составляет двадцать миллионов человек.
Гонконг
Политика «Одна семья - один ребенок» диктует квоты на появление малыша. Поэтому значительной части китаянок, которые решились на еще одного ребенка, пришлось отправиться на роды в соседнюю страну - Гонконг. Там законы менее строгие, и никогда не было никаких квот на рождаемость. Однако проблема появилась в самом крохотном государстве. Ведь число китаянок достаточно большое, а количество коек роддомов рассчитано на женское население Гонконга. В итоге не все местные мамы получили возможность рожать своих детей в роддомах - там постоянно не было свободных мест. Чиновники обоих государств принялись противостоять «материнскому туризму».
Изменение политики ограничения
Подводя итоги влияния демографической политики Китая, чиновники начали понимать, что нужно как-то смягчить содержание закона и предоставить возможность семьям иметь не только одного ребенка. В результате этот норматив был отменен осенью 2015 года.
Правительство Китая приняло новое положение, позволив семьям рожать двоих детей. По предположениям чиновников, это сделает менее острой проблему с массовыми селективными абортами, со временем исчезнет проблема преобладания мальчиков, некоторые семьи смогут растить еще и девочек. Наконец, будет не такое значительное уменьшение молодого населения, и родителям в старости помогут двое их детей. Надо иметь в виду, что не все женщины на момент изменения политики все еще могут иметь детей, часть останется с единственным ребенком. Все эти нюансы говорят о том, что демографическое положение с принятием закона 2015 г. резко не изменится. Хотя саму отмену курса уже можно считать маленькой победой.
«Одна семья - один ребенок»: отмена политики
Разумеется, по миру ходит молва о жестокости властей Китая (частично правдивая) в рамках политики. Немного улучшилась ситуация, когда с начала 2016 года государственный курс на одного ребенка в семье был полностью отменен. Причин такой мягкости правительства несколько. Например, этот закон начал активно противодействовать экономическим возможностям страны. Трудности возникли и в моральной сфере.
Будущее
Часть политиков и общественных деятелей настороженно относятся к последним изменениям, поскольку допускают возможность бэби-бума и значительного увеличения демографических показателей. Но в принципе опасаться резкого ухудшения демографической ситуации не надо. Проблема в том, что в последнее время (с 2013 г.) уже было одно послабление курса государства - можно было иметь двоих детей в некоторых семьях, где муж или жена были единственным ребенком в семье. Следовательно, китайцы уже немного были подготовлены к перемене политики.
Для семей молодых китайцев отмена - это ветер перемен в их пользу. Ведь им официально разрешили рожать не одиноких эгоистов, а двоих членов общества, умеющих жить в коллективе.
Итак, в течение последних десятилетий в Китае эффективно контролировался рост численности населения (благодаря чему оно не превысило к 2000 г. 1,3 млрд. чел., что позволило выйти на подушевой показатель ВВП - 800 долл.). Однако при быстром снижении рождаемости возникают другие проблемы народонаселения - такие как его быстрое старение, что в перспективе ведет к нехватке рабочей силы и избыточным расходам на социальные нужды. Все это может замедлить, в конечном счете, поступательное движение Китая к созданию общества "малого благоденствия".
Ограничение роста населения помогает решать одни проблемы, но порождает новые. Потянулась целая череда трудноразрешимых демографических ребусов. Снижение деторождаемости при удлинении средней продолжительности жизни уже привело к тому, что Китай вплотную столкнулся с проблемой старения населения. Три года назад число жителей страны старше 60 лет перевалило за 100-миллионную отметку и продолжает расти в геометрической прогрессии. По прогнозам экспертов, при сохранении нынешней тенденции в 2040 году число китайцев пожилого возраста достигнет четверти миллиарда и в 2-3 раза превысит количество молодых жителей страны (до 20 лет). Не за горами то время, когда каждой паре работающих супругов придется содержать на иждивении одного ребенка и четверых престарелых, что приведет к дополнительным расходам госбюджета на пенсии, социальное страхование и медобслуживание.
Другой демографической проблемой Китая стал контроль над рождаемостью в среде крестьян, разбросанных по городам в поисках заработка. Число таких не поддающихся точному учету мигрантов превышает 80 миллионов. Уследить за каждым не представляется возможным, поэтому вопрос о планировании воспроизводства населения в их среде практически неразрешим. Как свидетельствует статистика, рекордные показатели рождаемости отмечаются в наиболее отсталых и бедныx районах страны, где широко распространены ранние браки. Наконец, как полагают эксперты, политику ограничения рождаемости нельзя рассматривать отдельно от проблемы образования - по официальным данным, число неграмотных в возрасте старше 15 лет достигает в КНР 180 миллионов, что составляет 15,8% всего населения. И это далеко не полный перечень последствий демографических перемен .
В настоящее время возрастная структура населения Китая характеризуется интенсивным ростом количества людей в трудоспособном возрасте. В первые годы существования КНР на молодой возраст приходилось 34% населения, но вследствие жесткой демографической политики, направленной на снижение рождаемости, количество людей в возрасте до 15 лет начало уменьшилось и составляет ныне 33,6% общей численности населения .
Ныне китайскими демографами первоочередное внимание уделяется вопросам теории народонаселения, призванной дать научное обоснование разработке практических мер демографической политики. Еще в начале 1980-х гг. в работе широко известного китайского ученого Лю Чжэна содержалось следующее фундаментальное положение - "наиболее насущной проблемой для Китая в целом является устранение диспропорций в народном хозяйстве и установление рациональной взаимосвязи между воспроизводством населения и производством материальных благ. Это необходимо для скорейшего развития общественных производительных сил и существенного повышения жизненного уровня населения" .
По мнению китайских ученых, решение обостряющихся проблем народонаселения возможно на основе поэтапного осуществления соответствующих мер, причем на каждом этапе должны меняться приоритетные цели политики. Ныне упор делается на мерах контроля над рождаемостью и снижения детской и младенческой смертности при гибком подходе к вопросам занятости и повышения статуса женщин в обществе, в перспективе намечено решение проблем старения населения, развития системы социального обеспечения.
Для демографических исследований в КНР характерно рассмотрение проблем народонаселения в контексте экономической ситуации в тесной увязке с природными, экологическими характеристиками. На первый план выдвигается экономическое значение планирования рождаемости. Направляющая идеология стратегии: контроль за численностью населения, повышение качества населения, совершенствование структуры населения, создание условий для социалистической модернизации при обеспечении условий стабильности в росте населения и развития социально-экономической сферы. В понятие "качество населения" входит его здоровье, уровень образования и социальной зрелости. В понятие "совершенствование структуры населения" включается регулирование возрастной структуры (особого внимания заслуживают ускоряющиеся процессы старения населения, прежде всего, старения трудовых ресурсов), структуры населения по полу (в ряде районов доля мальчиков намного больше, чем девочек) и соотношение числа городских и сельских жителей.
Основные моменты демографической политики: изменение традиционного мировоззрения в вопросах рождаемости; контроль за численностью населения в деревне; контроль за численностью населения в районах с высоким уровнем рождаемости; контроль за мигрантами; повышение уровня базового образования и укрепление профобразования и технической подготовки.
Выделены основные этапы стратегии и определены демографические параметры каждого этапа, способствующие достижению стратегической цели в области развития народонаселения, сводящейся к тому, что численность населения не должна превышать 1,6 млрд. чел. к 2050 г.
Согласно последним выкладкам китайских ученых (Институт народонаселения Пекинского университета) и ученых Международного института прикладного системного анализа (Австрия), хотя в последующие десятилетия с учетом молодой возрастной структуры численность населения Китая будет расти, уже к середине нынешнего столетия она уменьшится примерно до 1,28 млрд. (с вероятностью 60%) или до 1,35 млрд. (с вероятностью 80%). По их расчетам, максимальная численность населения КНР (в количестве 1,38 млрд. чел.) будет достигнута ориентировочно к 2025 г., а затем начнет постепенно снижаться. Если данный прогноз сбудется, Китай будет примером самого масштабного демографического перехода в мировой истории .
Необходимо сказать о реформе в сельском хозяйстве КНР, с чем связаны в основном развитие населения и рост экономики.
Китайская система народных коммун была заменена «системой ответственности на договорной основе с вознаграждением». По всей стране она утвердилась в 1983 г. Земля в рамках коллективных хозяйств сдавалась крестьянам в коллективный и семейный подряд. Она состояла из двух частей: одна (типа приусадебного участка) была предназначена для того, чтобы прокормить семью, другая - чтобы давать коммерческое зерно городу (с компенсацией). Обеспечив сдачу определенного количества зерна коллективному хозяйству и городу, крестьянин получал право распоряжаться остальными продуктами по своему усмотрению. При этом техника и основные услуги для производства оставались в руках коллективных хозяйств.
Реформа высвободила дополнительную рабочую силу, что обусловило рост производительности труда, диверсификацию сельскохозяйственной экономики, появление дополнительных производств (в деревнях и малых городах).
Еще один аспект реформ в сельском хозяйстве - поощрение правительством начиная с 1984 г. миграции сельского населения в малые города. Эта политика достигла успеха, количество малых городов возросло до 10000, и около 200 млн. сельских тружеников уехало искать работу в малых городах. Сельское население при ослаблении мер ре-гулирования миграции отправилось и в крупные города, создавая явление, названное «текучим населением». Эффект выезда из сельских регионов еще не изучен тщательно, но хорошо известно его воздей-ствие на городскую занятость, жилищные и другие вопросы. Специалисты по планированию семьи считают текучее население «слабым звеном» в политике народонаселения и дают рекомендации, как более эффективно контролировать этот процесс.
Важный аспект стратегии развития в Китае - сельские предприятия. В ходе проведения политики «оставлять землю, но не деревню» многие сельские предприятия были основаны в разных частях Китая. В последние годы большая часть динамизма китайского экономического роста коренились в сельских предприятиях. Однако в последнее время эффективность работы сельских предприятий снизилась.
Наиболее слабое место сельского хозяйства Китая - ограниченное количество используемой земли. Средний размер хозяйства на душу населения только 1,5 му (1 му = 0,06 га).
Таким образом, формально демографическая политика Китая, безусловно, успешна: замедление роста населения делает достижение экологически обусловленного предела в 1,8 млрд человек (при всей понятной условности этого показателя) невозможным, даже если население Китая составляет не официальные 1,3 млрд, а называемые иногда 1,5 млрд чел.
Естественно порождаемое жесткими запретами социальное напряжение сдерживается как формальными, так и неформальными послаблениями, - от выдачи разрешений на рождение второго ребенка наиболее социально успешным семьям до относительной слабости контроля рождаемости в сельской местности и отсутствием прямых ограничений рождаемости в отношении национальных меньшинств.
Но главная, стратегическая цель демографических ограничений - стабилизация экологической нагрузки на приемлемом уровне - не решена, ибо стремление расширяющегося и стремящегося к западным стандартам потребления "среднего класса" повышает нагрузки на экосистему (не говоря уже о мировых рынках энергоносителей и продовольствия).
В стратегической перспективе Китаю по-прежнему не хватит воды, почвы и энергии. Уже видно, что и поражающая воображение технологическая революция, и глобальная экспансия (то есть сброс населения вовне) лишь отдаляют кризис, выигрывая время для реализации по-прежнему непонятных решений.
С другой стороны, успешное сокращение рождаемости, естественно, имеет негативные последствия. Переход от крестьянского к индустриальному типу семьи, рост демографической нагрузки на детей по мере старения родителей делает неизбежным качественно новые, значительные, долговременные и растущие социальные расходы.
Эти расходы могут подорвать конкурентоспособность Китая, который в условиях глобального кризиса держит на своих плечах весь мир, и стать самостоятельным фактором сваливания человечества в глобальную депрессию. (Правда, скорее ее вызовут более "быстрые" процессы вроде укрепления юаня или сжатия спроса ЕС и США).
Также старение населения снижает энергетику и предприимчивость общества, повышает инерционность, замедляет демократизацию.
Вхождение в жизнь поколения "маленьких императоров" принесет автоматизацию общества, снижение социальной и национальной солидарности.
Рост числа мужчин, статистически не имеющих возможности найти пару, повышает агрессивность общества. Не факт, что его удастся канализировать в мирные формы внешней экспансии (прежде всего миграцию).
Дефицит женщин повышает их влияние вплоть до матриархата (сколь угодно неформального) и конкурентоспособность китайского общества, так как женский, внелогический тип мышления будет залогом конкурентоспособности при равном доступе к формальной логике, олицетворяемом компьютерами .
Ее жителей. В итоге может получиться так, что страна может состариться значительно раньше, чем разбогатеет. Такой рост среднего возраста населения страны означает, что происходит сокращение ее трудоспособного населения. Это в результате способно отразиться и на росте экономики страны. Из опубликованных официальных итогов переписи становится понятно, что население Китая растет, но в последние 10 лет темпы его роста снизились в два раза.
Китай по-прежнему является сейчас его население составляет 1,34 миллиарда человек. Однако в последнее десятилетие здесь выросло число пенсионеров и резко сократилось количество детей. Такое соотношение получилось в результате того, что политика Китая в области демографии была направлена на сокращение численности населения страны. В стране для семейных пар, которые планируют завести более одного ребенка, предусмотрены высокие штрафы, если это то за такое их могут просто уволить с работы. За тридцать лет действия государственной программы были даже случаи, когда применялась принудительная стерилизация и принудительные аборты.
Эти драконовские меры государства привели к тому, что население Китая стало расти меньше, угроза перенаселения стала отступать, однако на первый план вышла проблема старения. Та же самая перепись выявила, что процент людей в 2000 году в возрасте старше 60 лет был 10,4% населения, а сейчас достиг уже 13,3%. При таких действующих процессах в дальнейшем будет стремительно сокращаться процент работоспособного населения, а это значит, что преимущество обладания дешевой рабочей силой, которое обеспечило Китаю стремительный экономический рост, будет сходить на нет.
Есть еще один фактор, оказывающий отрицательное влияние на население Китая - традиционно в китайских семьях отдают предпочтение мальчикам, поэтому сейчас в стране на каждую сотню женщин приходится 120 мужчин. Такой перекос способен уже к 2020 году привести к тому, что количество китайских холостяков, лишенных всякой надежды завести собственную семью, достигнет в стране уровня 24 миллиона человек. Городское население Китая пока достигает только 36,22% всего населения страны. Пока еще сохраняется низкий уровень урбанизации и избыток на селе. В конце 20 столетия процент городского населения в стране составлял ежегодно в среднем 0,91%. Предполагается, что такие же темпы будут сохраняться и в начале нашего столетия.
Расширяются и укрепляются, стремительно растут ввысь небоскребы Шанхая и многих других городов-миллионников. По прогнозам, к 2030 году население китайских городов должно возрасти до 884 миллионов человек. Это уже составит 59,1% населения страны и тогда достигнет общемирового уровня. В предыдущем поколении китайцев 8 из 10 пар женились по одобрению и выбору своих родителей или профессиональных союзов. Однако сегодня молодые китайцы, особенно проживающие в городах, довольно рано приобретают первый сексуальный опыт. Они живут в гражданском браке без смущения и могут поменять не одного партнера до регистрации отношений. Причем внебрачные связи получили уже такое распространение, что на государственном уровне всерьез обсуждается вопрос оформления их юридической незаконности.
Одновременно опубликована информация о демографической ситуации в другой густонаселенной стране мира - Индии. Эта страна может в ближайшие 20 лет опередить Китай по численности населения, при этом проблемы старения населения в Индии не наблюдается и число работоспособных людей в ней постоянно растет.
Введение
Актуальность темы проявляется в том, что проблема демографической ситуации в КНР давно перестала быть вопросом, актуальным исключительно для руководства страны. Дисбаланс между количеством жителей и природными ресурсами в Китае, неравномерность распределения населения как по территории страны, так и между городом и деревней, являются факторами, напрямую влияющими не только на внутреннюю безопасность КНР, но и несущими в себе потенциальную угрозу для стабильности в глобальном масштабе. Анализ состояния и основных мероприятий, регулирующих демографическую и миграционную политику КНР, является необходимым для понимания не только проблем, связанных с народонаселением в Китае, но и для осознания перспектив развития страны в целом, а также для рассмотрения и оценки ее влияния на глобальные экономические и социальные процессы. Пути решения демографических проблем, проводимых КНР на современном этапе, представляет собой уникальный пример создания и функционирования четко работающего механизма согласования демографических и экономических процессов внутри страны. Поэтому детальное рассмотрение основных мероприятий демографической политики, их последствий, а также проблем, с которыми столкнулось государство при внедрении этих мер, представляется необходимым.
Объектом исследования является население Китая.
Предмет исследования - изменение численности и возрастной структуры населения, трудовых ресурсов, кадров образования, процессов урбанизации, миграционных потоков, под воздействием государственной демографической политики. Цель исследования - оценить развитие демографической ситуации в контексте социально-экономических перемен и обосновать пути разрешения демографических проблем в Китае. Для достижения цели должны быть решены поставленные задачи:
1)Проведение характера демографической ситуации в Китае;
2) Проведение обзора характеристики демографических проблем в Китае;
3)Анализ основных направлении демографической политики КНР. Исследование базируется на системном подходе к анализу изучаемого объекта и предмета исследования, понимании населения как единого сложного структурированного целого, развивающегося во взаимодействии политических, географических, геополитических и других факторов. В исследовании курсовой работы были использованы работы Баженовой Е.С., Бергера Я.М., Бичурина Н.Я., Джан Хэ Лань, Дудченко Г., Самбурова Е.Н., Медведевой А.А., Яковлева М., посвященные характеристике демографической ситуации в Китае, различные Интернет – публикации. Особую ценность представляют статистические данные, предоставленные Комитетом по демографической политике и плановому деторождению КНР, Всекитайским комитетом по делам пожилых людей, Канцелярией Комитета по делам женщин и детей при Госсовете КНР.
1 Общая информация о демографической ситуации в Китае
1.1 Численность населения и естественный прирост
Демографические ресурсы Китая не имеют себе равных в мире. В 2003 году население составило около 1,287 млрд. чел., или 22% населения планеты Земля. В древних исторических хрониках указывается, что на территории Китая первые учеты (“переписи”) населения осуществлялись в царстве Чжоу в 788 году до н.э. и в царстве Чу в 589 году до н.э. такие учеты населения проводились сравнительно регулярно после образования централизованного государства. За первые 150 лет этого периода их было свыше 10; учету подлежали лишь плательщики налогов, а также женщины в возрасте 15-30 лет; средняя численность населения по этим переписям 63,5 млн. человек, с поправкой на все население – 80-85 млн. человек . Эти “переписи” были несовершенны, неполны; недоучет и повторный счет существовали одновременно, регистрации не подлежали национальные меньшинства, не учитывались переселенцы. После образования КНР в стране стал налаживаться повсеместный учет населения, и в 1953 году была проведена первая общегосударственная перепись, результаты которой показали численность населения – 582,6 млн. человек (без Тайваня). Вторая перепись населения КНР состоялась в 1964 году, численность населения на эту дату составило 698,6 млн. человек. Летом 1982 года проводилась третья общенациональная перепись населения; численность составила 1008,2 миллионов человек, т.е. впервые превысила 1 миллиард человек. Данные переписи 1990 года показали, что население 29 провинций и автономных районов Китая составило 1,160 млрд. человек . Население КНР за 1949-1990 год выросло на 618 миллионов, с 542 до 1160 млн. человек, средний абсолютный прирост составлял около 15 млн. человек. Следует отметить, что за первую половину ХХ столетия население увеличилось лишь на 50-60 млн. человек, темпы прироста населения составляли около 0,3% в год. Из общей суммы абсолютного прироста на 1950-е годы приходится 120 млн. человек, на 1960-е годы – 145 млн., на 1970-е годы – 146 млн .
Таблица 1 - Динамика численности и прироста населения КНР
Таблица 2 – основные демографические показатели КНР по оценкам 2005 годаПо данным Национального бюро статистики, 6 января 2005 года численность населения Китая достигла 1,3 млрд человек. За последние два с лишним десятилетия режим воспроизводства населения в Китае изменился коренным образом. Естественного прироста населения его уже не отнесешь к категории слаборазвитых стран: в частности, ежегодный естественный прирост населения снизился до менее чем 1%, а средняя продолжительность жизни превысила 70 лет.Такая ситуация является следствием, с одной стороны, проводимой государством жесткой демографической политики, а с другой стороны, улучшения материального положения людей и их медицинского обслуживания.
1.2 Рождаемость и смертность
В течение многих столетий для Китая была характерна исключительно высокая смертность. Только в конце 40-х, начале 50-х годов нашего столетия удалось значительно снизить показатели смертности; детская смертность уменьшилась в 3-4 раза и составила в городах 75 на 1000 детей в возрасте до одного года. Число умирающих от инфекционных заболеваний резко уменьшилось, изменилась и структура причин смертности. Значительное изменение смертности, которое происходило в 50-х годах, было приостановлено в период 1958-1962 год. Средняя продолжительность жизни при рождении в 1981 году составляла 67,9 года (66,4 для мужчин и 69,3 года для женщин). Ввиду изменения возрастной структуры и повышения в ней доли пожилых возрастных групп будет происходить постепенное увеличение смертности – до 7,3% к 2000 году и 9,4% в первой трети следующего тысячелетия по прогнозным оценкам ООН .В начале 50-х годов сохранялась на высоком и почти неизменном уровне, что определялось сохранением комплекса факторов, обусловливающих традиционно высокий уровень рождаемости в старом Китае. Наличие мирных условий в этот период времени, благоприятная социально-экономическая обстановка в стране способствовали образованию новых семей. Результаты 16 обследований, проведенных в различных провинциях Китая в 1951-1954 годах, дают средний показатель рождаемости 41,6%. В последующий период времени четко прослеживается тенденция к понижению коэффициента рождаемости – к концу 70-х годов показатель уменьшился вдвое по сравнению с периодом 50-х - 60-х годов. Уменьшение рождаемости происходило под влиянием изменения социально-экономических условий, действия целого ряда долговременных факторов, среди которых следует отметить следующие :
1) рост уровня общей и санитарной культуры населения, что привело к уменьшению детской смертности; меньше рождений требовалось для достижения желаемого размера семьи;
2) изменение функций семьи, трансформация традиционных семейных отношений, уменьшение экономической полезности детей;
3) ослабление религиозных норм традиционного китайского общества, утрата значения многих религиозных ритуалов;
4) вовлечение женщин в активную трудовую деятельность как в городской, так и в сельской местности, распространение образования.
Таблица 3 - Динамика коэффициента смертности в КНР
Таблица 4 - Динамика коэффициента рождаемости в КНР
«Политика «одна семья - один ребенок» применяется лишь в отношении крупных городов и сравнительно развитых регионов» - сообщила Директор департамента международных отношений Госкомитета КНР по населению и планированию рождаемости Хао Линьна. «В 19 провинциях в отношении сельского населения проводится политика 1,5 ребенка: то есть, если у семейной пары первой родилась девочка, то они имеют право на второго ребенка», - сообщила Хао Линьна, добавив, что если первым родился сын, то право на второго ребенка семья теряет. В более отсталых и окраинных регионах крестьяне изначально обладают правом на двоих детей, вне зависимости от того, кто родился первым, сказала она. Наконец, представители национальных меньшинств даже в городах могут родить двух детей. «В деревнях Синьцзян - Уйгурского автономного района семья может иметь троих детей, а в деревнях Тибета таких ограничений нет вовсе», - подчеркнула директор.
1.3 Возрастная, половая структура населения и характер процесса урбанизации
Значительные изменения в возрастной структуре населения определяются тенденциями сокращения доли молодого и увеличения доли пожилого населения страны, что приводит к обострению проблемы старения населения. На долю пожилых людей в составе населения приходится 7,6% (99,3 млн. чел. в 2005г . Ежегодно численность пожилых людей увеличивается приблизительно на 2-3%. Процесс старения населения КНР идет гораздо более стремительными темпами, чем в других странах, что объясняется успехами в реализации жесткой политики ограничения рождаемости и улучшением социально-бытовых условий жизни китайского народа в последние десятилетия. В первые годы существования КНР на молодые возраста приходилось 34% населения, в конце 60-х годов – 43%. Однако, в результате мероприятий по ограничению рождаемости удельный вес населения в возрасте до 15 лет несколько уменьшился и составляет ныне 33,6% общей численности населения. В 1953 году на долю лиц в возрасте до 14 лет приходилось 36,3%, от 15 до 64 лет – 59,3%, в 1964 году – соответственно, 40,4 и 56,1%; в 1972 году – 35,8 и 59,4%; в 1982 году – это соотношение изменилось весьма значительно: до 14 лет – 33,6%, 15–64 года 61,5, а в 2000 году - 23 и 70% . У Китая есть все шансы стать самой старой (по составу населения) страной мира. Значительные изменения в возрастной структуре населения определяются тенденциями сокращения доли молодого и увеличения доли пожилого населения страны, что приводит к обострению проблемы старения населения. На долю пожилых людей в составе населения приходится 7,6% (99,3 млн. чел. в 2005г . Ежегодно численность пожилых людей увеличивается приблизительно на 2-3%. Процесс старения населения КНР идет гораздо более стремительными темпами, чем в других странах, что объясняется успехами в реализации жесткой политики ограничения рождаемости и улучшением социально-бытовых условий жизни китайского народа в последние десятилетия. В первые годы существования КНР на молодые возраста приходилось 34% населения, в конце 60-х годов – 43%. Однако, в результате мероприятий по ограничению рождаемости удельный вес населения в возрасте до 15 лет несколько уменьшился и составляет ныне 33,6% общей численности населения. В 1953 году на долю лиц в возрасте до 14 лет приходилось 36,3%, от 15 до 64 лет – 59,3%, в 1964 году – соответственно, 40,4 и 56,1%; в 1972 году – 35,8 и 59,4%; в 1982 году – это соотношение изменилось весьма значительно: до 14 лет – 33,6%, 15–64 года 61,5, а в 2000 году - 23 и 70% . У Китая есть все шансы стать самой старой (по составу населения) страной мира. Китай относится к странам с низким уровнем урбанизации, причем до 1949 года это было связано с недостаточным развитием современного производства в городах. Значительный рост городского населения по сравнению с предыдущим периодом наблюдался в 1953-1957 годах. Городское население увеличивалось более быстро по сравнению с сельским, темпы прироста составляли в среднем соответственно 6,4 и 1,6% в год. К наиболее урбанизированным районам относятся провинции Хэйлунцзян (40%) и Ляонин (42%). Крупнейшими городами являются: Шанхай – 6,3, Пекин – 5,6, Тяньцзинь – 5,1, Чунцын – 2,7, Харбин – 2,5 . К началу 1958 года около 3-х миллионов человек было выслано из городской местности. В этот период городское население Китая увеличилось примерно до 115 миллиона человек. Одновременно осуществлялось и перемещение из многонаселенных районов в малонаселенные, главным образом, из городов центрального подчинения – Пекина, Шанхая, Тяньцзиня, а также из густонаселенных провинций страны. В настоящее время в городах Китая проживает 207 миллионов человек. Удельный вес городского населения в общей численности населения страны по-прежнему не велик – 20,6%. Очевидно, что рост городов происходит в основном за счет естественного прироста населения . 17 августа 2001 г.В Китае были обнародованы новые подробности планов крупномасштабной урбанизации страны. По данным Государственной комиссии планирования и развития, в настоящее время жители городов составляют немногим более 30 % общей численности населения Китая. Но уже к 2010 году планируется довести их долю до 40 %.Эксперты, которых цитируют государственные СМИ Китая, считают вероятным, что через 20 лет в городах будет проживать 60 % населения страны. Согласно обнародованным данным, быстрое превращение Китая из преимущественно сельскохозяйственного общества в урбанизированное происходит все стремительнее. Сейчас в КНР уже 660 крупных городов - втрое больше, чем два десятилетия назад. Общее же число поселений городского типа выросло за это время и вовсе в девять раз и превысило теперь 20 тысяч. Если в 1978 году в городах проживало 170 миллионов китайцев, то сейчас их там уже 456 миллионов. И, если верить комиссии, в дальнейшем из деревни в город каждый год будет перебираться не менее 10 миллионов человек.